Мария Яшина
Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности
Слайд 1. (название сообщения). Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Публикация «Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности» размещена в разделах
Слайд 2. Под сотрудничеством в педагогике понимается согласованная, совместная, ценностная, значимая для участников, деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.
Сотрудничество – это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие.
Сотрудничество предполагает активность деятельности всех участников процесса.
Психолого-педагогические основы сотрудничества и общения изначально заложены в механизмах совместной изобразительной деятельности, ведь её результат напрямую зависит от успешности межличностных отношений.
Слайд 3. (Актуальность) В своей работе с детьми мне часто приходилось сталкиваться с проблемами взаимоотношений между ребятами, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, который иногда складывается неблагополучно. У детей не всегда получалось договариваться, часто ссорились, не слышали друг друга, становились агрессивны, не умели адекватно выразить свои мысли. Возникавшие конфликтные ситуации мешали нормальному общению детей и всему воспитательно-образовательному процессу. Необходимо вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не помешал ему развиваться как личности.
Слайд 4. (Цель) При формировании навыков сотрудничества была поставлена цель - создание условий для творческого взаимодействия и воплощения творческого замысла в процессе коллективной работы.
Слайд 5. (Задачи) При формировании навыков сотрудничества у детей были поставлены следующие задачи:
• Формировать умение ставить общую цель, планировать предстоящую деятельность;
• Формировать умение объединяться в группы по два и более человек разными способами, в том числе по деловым качествам;
• Побуждать искать новые способы решения задачи или использовать знакомые способы при действии с разными материалами;
• Формировать чувство ответственности за коллективный результат.
В детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. Я считаю, что коллективная работа в изобразительной деятельности, хорошо объединяет детей. Она удобна тем, что может проводиться и в непосредственной организованной деятельности с воспитателем, и в утренние, и в вечерние часы.
Слайд 6. (Принципы развития коллективного творчества) Организация коллективного творчества основывается на следующих принципах:
- творческая реализация каждого воспитанника, как условие развития коллективного сотворчества;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при опреде-лении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Таким образом, коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющаяся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.
Слайд 7. (Условия организации коллективной деятельности) Формирование навыков сотрудничества в процессе занятий коллективной творческой деятельностью зависит от создаваемых педагогом условий:
• создание атмосферы сотрудничества, не зажимающей и не ограничи-вающей свободу и общение между детьми;
• использование игровых методов и приемов для активизации общения детей в процессе изобразительной деятельности и по поводу ее осуществления, которые делают деятельность более привлекательной для ребенка, развивают интерес к ней;
• организация коллективной деятельности детей наряду с индивидуальной работой, позволяющая детям, работая в паре или небольшой группе, найти необходимые формы оптимального сотрудничества, взаимодействия, общения с партнерами.
Слайд 8. (Этапы организации коллективной работы) В организации работы есть три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Слайд 9. (Структура организации коллективной изобразительной деятельности) В структуру организации коллективной изобразительной деятельности входят :
• Вводная беседа или знакомство с новым материалом;
• Игровая мотивация;
• Анализ задания, через рассматривание предмета, обсуждение замысла;
• Организация совместной деятельности и руководство ее процессом;
• Составление коллективной композиции и ее анализ;
• Оценка результата совместного творчества.
Слайд 10. (Фрагмент перспективного плана)
Привлекая воспитанников к совместной деятельности, я обязательно обра-щаю их внимание на то, к каким хорошим результатам приводит умение работать вместе. Общий результат всегда богаче по содержанию, более яркий, чем просто индивидуально выполненная работа.
«Чего один не сделает – сделаем вместе» (В. Маяковский).
Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку помогать друг другу. Для этого мною был разработан перспективный план коллективной изобразительной деятельности.
Слайд 11. (Основные формы организации совместной изобразительной деятельности) Виды коллективной изобразительной деятельности представлены в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Совенковым. Это три основные формы организации совместной деятельности : совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. В своей работе с детьми я использую совместно-индивидуальную и совместно-взаимодействующую формы коллективной изобразительной деятельности.
Слайд 12-14. (Совместно-индивидуальная деятельность) Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм работы над коллективной композицией. Это форма предполагает, что каждый ребенок выполняет свое изображение, а затем, все созданное детьми, объединяется в общую композицию. Коллективные работы с детьми такой формы можно создавать уже с младшей группы (фото «Цыплята гуляют по травке», «Ежики на полянке», «Зайки», «Приглашение к чаепитию»). Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, вызывают желание заниматься.
Любая коллективная работа должна иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, поделку, которую трудно было бы сделать одному. (фото «На арене цирка», «Дед Мазай и зайцы», «Подснежники» и др.).
Слайд 15. (Совместно-взаимодействующая деятельность) К совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности относятся занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по два-три человека. Такие объединения делают необходимым деловое общение друг с другом, учат договариваться со своими партнерами. Например, в лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Здесь важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.
Слайд 16. (Совместно-взаимодействующая деятельность) Фото «Затерянный мир динозавров», «Розы в корзине».
Слайд 17. Создание коллективных картин интересны для воспитанников еще и тем, что вместе с ними работает и воспитатель, который выполняет ту часть работы, которая не по силам детям. (Вулканы на картине «Затерянный мир динозавров», курочка на картине «Цыплята на полянке» и т. д.). В таком виде работы и взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы и ее хода. Все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. (фото «Зимний вечер» и др.). Взаимодействие воспитателя и детей осуществляется более свободно. Дети видят, как действует воспитатель, обучаются без прямых указаний педагога, действуют самостоятельно, высказывают свое мнение.
Слайд 18. Некоторые коллективные работы (фото «На дне морском») могут создаваться в течение нескольких занятий или в свободное от занятий время. Композиция может обогащаться, дополняться. Постепенно картина становится более выразительной. В доработке картины принимают участие не все дети, а те, которые выражают желание.
Слайд 19. При характеристике изобразительной деятельности, мне хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления группы, раздевалки, могут послужить украшением зала к праздникам. В этом случае, художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Слайд 20. (Уровень развития сотрудничества у детей) Для выявления уровня развития сотрудничества у детей я использовала метод наблюдения. Основываясь на результатах наблюдения, были получены следующие результаты: в средней группе владели навыками сотрудничества 63% детей, отказывались от коллективной деятельности – 37%. К началу посещения подготовительной группы навыками сотрудничества владели уже 95% и 5% (1 ребенок) отказывался от совместной деятельности.
Слайд 21. (Заключение). Благодаря такой работе, климат в группе заметно улучшился. Дети стали больше играть вместе, самостоятельно разрешать многие конфликты, заметно снизилась агрессивность. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть, гармонично развиваться. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты со сверстниками.
Коллективная изобразительная деятельность играет важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника, его взаимодействии со сверстниками и педагогом, развитии его собственной изобразительной деятельности.
Слайд 22. Таким образом, для формирования навыков сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений в коллективе дошкольников, вполне можно использовать такую форму организации работы с детьми, как коллективная изобразительная деятельность.
Слайд 23. (Литература).
Слайд 24. (Спасибо за внимание).