Получи документы

Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями

Татьяна Волоскова
Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями

Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями

Сегодня многие педагоги отмечают, что традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. К сожалению, десятилетиями ознакомление с профессиями было достаточно примитивным и однообразным, круг обозначенных в образовательных программах профессий узок. Актуальность темы обоснована ФГОС ДО, диктующих необходимость новых подходов к организации работы дошкольного учреждения с родителями, создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Публикация «Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями» размещена в разделах

Таким образом, назрела необходимость в совершенствовании деятельности воспитателя по ознакомлению с трудом взрослых, что мы и попытались отразить в своей работе.

Источник изменений Источником изменений является подход к организации образовательной деятельности по решению задач трудового воспитания через сотрудничество с родителями.

Идея изменений В основу опыта легла идея сотрудничества детского сада с семьей по формированию первичных представлений о труде взрослых.

Концепция изменений Большое значение сотрудничеству с родителями уделял выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Объединение усилий педагогов и родителей создает благоприятные условия для развития детей.

Сотрудничество с семьей может предоставить разнообразные возможности и ресурсы на пути формирования первичных представлений о труде взрослых.

Новизна опыта заключается в том, что знакомство с профессиями происходит в процессе экскурсий, которые планируются и обсуждаются совместно с родителями.

Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

1. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

2. Совместное обсуждение и определение содержания работы по знакомству дошкольников с профессиями.

3. Создание условий для обогащения впечатлений ребенка о профессиях (помощь в организации совместных экскурсий на предприятия города, организация фотовыставок, выпуск детского журнала, презентации)

4. Совместные с детьми мероприятия (экскурсии, досуги, развлечения).

Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания) • У детей сформированы знания о профессиях;

• Дети стали более любознательными и активными, что говорит о развитии познавательных интересов к профессиям взрослых;

• Проявление гордости за своих родителей;

• Развитие партнерских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами;

• Имеются конспекты тематических занятий;

• Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

Описание инновационного опыта

Цель нашей работы: формирование представлений о труде взрослых через установление сотрудничества с родителями

Задачи:

1. Расширять знания детей о труде людей различных профессий;

2. Поддерживать и развивать познавательный интерес к деятельности взрослых;

3. Воспитывать уважительное отношение к людям труда;

4. Вовлекать родителей в образовательную деятельность детского сада по вопросам трудового воспитания дошкольников.

Цели и задачи нашей работы могут быть реализованы при соблюдении следующих принципов в организации педагогического процесса :

1. Формирования познавательных интересов в процессе ознакомления с трудом взрослых.

Для детей дошкольного возраста естественен интерес к труду взрослых. Развитие познавательных интересов связано с новизной, необычностью ситуации, несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

2. Возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту, особенностям развития).

Выбор профессий, с которыми знакомим детей, определяется с учетом возраста, профессий родителей, социального окружения. Так, детей средней группы знакомим с профессиями, которые дети могут наблюдать непосредственно: труд повара, медсестры, младшего воспитателя, прачки. С детьми старшего дошкольного возраста организуем целевые экскурсии за пределы детского сада. Выбираем для экскурсии учреждения, которые находятся в непосредственной близости от детского сада. С детьми подготовительной к школе группы проводим экскурсии на предприятия города, которые значительно удалены от детского сада.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Обращаем внимание на создание условий для содержательного взаимодействия со взрослыми и детьми :

• Создание условий для обогащения впечатлений ребенка о профессиях в процессе совместной деятельности с родителями;

Привлекаем родителей к совместной работе, т. к. родители – самые первые и самые лучшие воспитатели. Они договариваются на предприятии о проведении экскурсии и рассказывают детям о своей работе, участвуют в подготовке фотовыставки, презентации и т. д.

• Совместное обсуждение и определение содержания работы по знакомству дошкольников с профессиями;

Организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, родителями, но и активностью, и потребностью ребенка. Ребенок не только объект, но и субъект педагогического процесса. Поэтому готовясь к экскурсии, мы вместе с детьми обсуждаем, что бы они хотели увидеть, с кем поговорить, о чем спросить, работающих на предприятии взрослых, а после экскурсии даем детям возможность выразить свои чувства и мысли через организацию различных видов деятельности: дети могут составить рассказ, отобразить впечатления в рисунке, игре. У детей и родителей появляются темы для обсуждения, общие интересы, что позволяет лучше узнать друг друга, а это сплачивает семью и делает ее более крепкой и дружной. Родители, участвуя в образовательном процессе ДОУ, могут лучше понять своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовыми всегда оказать ему поддержку. Из пассивных наблюдателей за работой педагогов ДОУ родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

• Совместные с детьми мероприятия (беседы, экскурсии, досуги, развлечения).

Учитывая вышесказанное, определили последовательность работы. С помощью разнообразных вопросов мы установили, что дети пятого года жизни не имеют определенных четких знаний о труде своих родителей и окружающих их взрослых.

Проанализировав данные, пришли к выводу, что необходимо познакомить родителей с проблемой приобщения детей к миру профессий и определить содержание и условия сотрудничества в данной области. Необходимо направить деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. В начале учебного года на родительском собрании информируем родителей о том, что нового и интересного может узнать ребенок о той или иной профессии, на какие предприятия города мы могли бы сходить на экскурсию, с какими профессиями познакомить, обсуждаем, кто из родителей может оказать помощь в организации мероприятия. В ходе бесед с родителями советуем, что можно сделать, чтобы закрепить знания детей. Большинство родителей охотно включаются в домашние задания и сотрудничают с нами. Практическое участие родителей в образовательном процессе ДОУ повышает самооценку ребенка и их авторитет в глазах сверстников, что также является положительным.

Для того, чтобы участие родителей в жизни детского сада было прогнозируемым и конструктивным, в начале учебного года совместно составляли перспективный план по организации экскурсий для знакомства с трудом взрослых. Мы учитывали специфику профессий родителей и особенности труда в нашем городе. Родители, работающие на тех или иных предприятиях города, предлагали помощь в организации и проведении экскурсий. Планировали 1 экскурсию в месяц. Если проводить их чаще, то они могут утратить свою привлекательность, снизить у детей интерес к ним.

Ознакомление с трудом взрослых проходило в процессе непосредственно организованной деятельности – через экскурсии (в том числе и виртуальные, например, о работе на заводе, беседы. Перед организацией экскурсии мы помещали в родительский уголок объявление и приглашали принять участие в экскурсии. Родители являлись активными участниками таких экскурсий, либо проводили их сами. Группа родителей из 4-5 человек сопровождала нас во время экскурсии. Это наиболее заинтересованные в реализации плана родители. Благодаря экскурсиям дети имели возможность воочию увидеть, как работают взрослые, как они добиваются успехов в работе. В процессе общения со взрослыми детьми усваивали, углубляли и закрепляли знания о профессиях. Положительным моментом в организации экскурсий являлась возможность детей общаться со взрослыми, задавать им вопросы, что благоприятно повлияло на развитие дошкольников. Знакомясь с миром профессий, дети наглядно могли увидеть, как развивается научная мысль, как осуществляется технический прогресс в обществе. Мир окружающих предметов – это результат творческой деятельности человека. Показывали ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными. Мы всегда поощряли родителей за участие в организации экскурсии: объявляли благодарность в устной форме или готовили Благодарственные письма.

В режимных моментах закреплялись знания о труде взрослых : в течение дня, на прогулках, во второй половине дня, в процессе организации игровой деятельности, чтении художественной литературы, изобразительной деятельности.

При организации самостоятельной деятельности заботились о создании условий в группе для закрепления знаний о труде взрослых : дети рассматривали альбомы с фотографиями родителей на рабочем месте, рассматривали иллюстрации, организовывали тематические настольно-печатные игры, играли в сюжетно-ролевые игры. Созданию условий в группе большое внимание уделяли родители. Это их руками создавались альбомы, подбирались иллюстрации, тематические дидактические игры.

Таким образом, в организации образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых использовались различные методы обучения: наглядные, словесные, практические и игровые.

Важный показатель эффективности проводимой работы – игры детей. Наблюдая за детьми, отметили, что они стали организовывать сюжетно-ролевые игры на темы труда взрослых, а это в свою очередь является показателем личностного развития дошкольников.

На заключительном этапе работы по теме провели анкетирование родителей, которое показало, что все 100% родителей считают сотрудничество с педагогами важным и отмечают положительные результаты в ознакомлении детей с трудом взрослых. Выросла активность участия родителей в жизни ДОУ. Посещаемость родительских собраний, мероприятий составила 100%.

С целью определения уровня социальной компетентности ребенка о труде взрослых провели диагностическое обследование по методике автора Т. М. Бондаренко. Для определения устойчивости познавательных интересов к профессиям взрослых людей использовали дидактическое задание «Ситуация выбор». Уровень развития познавательных интересов детей вырос с 85% в средней группе до 100% в подготовительной к школе группе. Знания о труде взрослых выросли с 85% до 95%. Таким образом, сотрудничество с родителями способствовало обогащению знаний детей о профессиях и их развитию, а педагогам открыло много новых вариантов включения родителей в образовательный процесс детского сада (например, разработке и реализации совместных проектов).

Публикации по теме:

Эффективные методы сотрудничества с родителями в нашей группе Родители и педагоги-воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут.

Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями. «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями» «Может быть, дети еще не могут осмыслить природу.

Конспект НОД по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями Тема: Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых при ознакомлении с профессиями. Цель: 1. Уточнить и систематизировать.

Консультация для педагогов «Формирование представлений о труде взрослых на музыкальных занятиях» Трудовое воспитание детей, формирование у них интереса к различным профессиям, расширение представлений о труде взрослых и значении труда.

Опыт применения педагогики сотрудничества в образовательном процессе детей раннего возраста. Автор – воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» г. Мичуринска Тамбовской области Котлова Елена Юрьевна. Задача.

Организация сотрудничества с родителями в адаптационный период. Проект. Каждый воспитатель, работающий на младшей группе, знает, как сложно бывает детям и родителям при поступлении в детский сад. И какой это.

Проект Тема: «Взаимодействие взрослых с детьми в процессе ознакомления с родным городом Серпуховым в условиях ДОУ». Содержание Введение…. 3 I. Основная часть. Теоретическое обоснование взаимодействия взрослых с детьми в процессе.

Программа сотрудничества с родителями в средней группе ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том.

Программа сотрудничества с родителями во второй младшей группе ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из.

Социализации дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека 1 слайд Уважаемые, коллеги, рада вам представить свою работу. 2 слайд Как педагогу, мне важна дальнейшая судьба каждого моего воспитанника,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о труде взрослых в процессе сотрудничества с родителями
Опубликовано: 16 января 2017 в 14:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД