Олеся Денькина
Программа сотрудничества с родителями в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Публикация «Программа сотрудничества с родителями в средней группе» размещена в разделах
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности педагога.
Свою работу с родителями я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Учитываю также микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаю культуру педагогической грамотности семьи. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Я использую наиболее распространё нные методы изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Одним из главных направлений моей работы с родителями является создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и искреннее желание помочь.
В своей работе я стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Традиционные формы: родительские собрания, круглые столы, анкетирование, дискуссии, беседы, консультации, наглядно-информационные (презентации, фотовыставки, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки, лекции, посещение семей.
Нетрадиционные формы: педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, родительское собрание в форме «круглого стола», семейные газеты, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- Расширение средств и методов работы с родителями;
- Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения и приобщения родителей к участию в жизни детского сада, группы.
Сентябрь
1. Оформление информационных стендов в группе, в холле детского сада
Цель мероприятия:
- Распространение педагогических знаний среди родителей;
- Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.
Участники мероприятия: Родители и воспитатели.
2. Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается или только вперёд».
3. Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей»
4. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Возрастные особенности детей пятого года жизни»; Консультация «Одежда детей в осенний период»; «Возрастные особенности детей 4-5 года жизни».
5. Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом учебном году»
6. Оформление наглядной агитации: «Золотая осень».
Октябрь
1. Выставка детских работ «Осень к нам пришла»
Цель мероприятия:
- Привлечение внимания родителей к детскому творчеству;
- Формирование уважительного отношения к детским работам.
2. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Как воспитывать самостоятельность»; Консультация: «Что почитать ребенку»
3. Педагогическая мастерская «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными»
4. Конкурс детско-родительского творчества из природного материала «Осень золотая»
Цель мероприятия:
- Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка;
- Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.
5. Оформление наглядной агитации: «Светофор – наш друг».
Ноябрь
1. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Ребенок и компьютер»; Консультация: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»; «Развиваем речь детей» - картотека пальчиковых игр»
2. Оформление наглядной агитации: «Ребёнок и дорога. Правила поведения на улицах города». Папка-передвижка.
3. Круглый стол «Воспитываем добротой» Родительский форум «Поговорим о нравственности» (участие психолога)
Цель мероприятия:
- Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.
Декабрь
1. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Как организовать выходной день с ребенком»;
2. Конкурс детско-родительского творчества «Елочная игрушка»
3. Встреча с родителями за круглым столом :
Тема: «Новогодний утренник в детском саду».
Цель мероприятия:
- Привлечение родителей к работе детского сада;
- Привлечение родителей к проведению новогодних праздников;
- Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду;
- Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году;
- Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков;
- Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.
4. Новогодний утренник «Что такое Новый год?»
Январь
1. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Как определить темперамент ребенка»; «Как правильно общаться с детьми»; «Сон как важная составляющая режима дня»; «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
2. День добрых дел «Наши меньшие друзья - птицы!» (изготовление кормушек)
Цель мероприятия:
- Привлечение родителей к работе детского сада;
- Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле.
- Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения;
- Активизация взаимодействия детского сада и родителей;
-Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
3. Круглый стол «Воспитываем добротой» Родительский форум «Поговорим о нравственности»
Февраль
1. Оформление наглядной агитации: «Праздник, посвящённый дню защитника Отечества».
2. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»; «Согласие между родителями - это важно»;
3. Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…»
4. Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества «Наши замечательные папы»
5. Выставка детских рисунков к празднику посвящённому дню защитника отечества.
6. Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей».
7. Проведение развлечение «Масленица»
Март
1. Оформление наглядной агитации: «8 марта – женский праздник»
2. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Как вы используете часы общения с ребенком»; «Развитие математических способностей у детей среднего возраста»; «Прогулка и ее значение для укрепления здоровья ребенка»
3. Конкурс детско-родительского творчества рисунков «Мама, мамочка, мамуля»
4. Подготовка участка совместно с родителями для прогулок детей в теплый период «Самый лучший участок – наш»
5. Родительский клуб «Активный отдых, это как?»
Апрель
1. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Взрослый мир в детских мультфильмах»
2. Проведение субботника по благоустройству игрового участка территории ДОУ
Цель мероприятия:
- Формирование командного духа среди родителей детей.
- Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.
- Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
3. Создание фотовыставки «Папа, мама, я-очень дружная семья».
4. Конкурс «Портфолио дошкольника - «Досье успеха»
5. Совместное создание на игровом участке огорода «Что посадим в огороде?»
Май
1. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Опасности, подстерегающие вас летом»; «Болезни грязных рук»; «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»; «Азбука дорожного движения».
2. Родительское собрание «Итоги воспитательно - образовательной работы за учебный год»
Цель мероприятия:
- Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год;
- Подведение итогов работы родительского комитета ДОУ за учебный год;
- Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий, познакомить родителей с успехами на конец учебного года.
3. Анкетирование «По результатам года»
Цель мероприятия:
- Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году;
- Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду;
- Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год
4. Конкурс на лучший участок на территории детского сада
Цель мероприятия:
- Активизация инициативности родителей в благоустройстве детских участков;
- Объединение родительских коллективов через использование соревновательного духа.
Июнь
1. Оформление наглядной агитации: Папка-передвижка «Лето – прекрасная пора»
2. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Летний отдых вместе»; «Лето красное – для здоровья время прекрасное»; «Роль совместного летнего отдыха родителей и детей»; «Безопасность - прежде всего!»; «Осторожно, ядовитые грибы».
3. Семинар - практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
4. Создание информационного стенда «Уроки светофора»
5. Заседание родительского клуба «Эмоциональное благополучие ребенка»
Июль
1. Оформление консультаций в родительском уголке : Консультация: «Осторожно, ядовитые ягоды»; «Ребёнок и дорога»; «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Как отвечать на детские вопросы?».
2. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».
3. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.
Август
1. Оформление консультаций в родительском уголке : «Самостоятельность ребёнка. Её границы». «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2. Оформление наглядной агитации: Папка – передвижка «Три основных способа познания окружающего мира».
3. Конкурс «Лучшая панамка».
Используемая литература:
1. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.
3. Чиркова С. В. Родительские собрания : Средняя группа. – М. : ВАКО, 2009. - 256 с.
4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. 2015 г.
5. Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ
7. Глебова С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. С. 111.
8. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.
9. Шитова Е. В. «Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями». -Волгоград: «Панорама»,2006.
10. Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнёрства. /Под ред. Н. В. Микляевой. -М. :ТЦ Сфера,2011.