Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).

Зачупейко (Люсова) Анна Валерьевна
Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).

Зрительное восприятие сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различие его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание. Начальный этап восприятия – выделение и первичный анализ сенсорного стимула – осуществляется зрительной проекционной системой. В реализации последующих этапов зрительного восприятия важнейшая роль принадлежит областям коры и ряду других отделов мозга. Распознавание объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы. Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза.

У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление.

Зрительное восприятие является одним из главных факторов письма и чтения ребенка. Овладение языком, точной правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности.

Эта важная задача состоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важная роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, ОНР, нарушение процессов чтения и письма, нарушение памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т. д.

Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и педагогов, ошибки при чтении и письме.

Динамика различных видов нарушений зрительного восприятия во многом зависит от своевременности начала профилактики и коррекции.

Для предотвращения различных нарушений в письме, речи, педагоги проводят работу по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков, развитие зрительно – пространственных представлений, зрительного гнозиса; развитие зрительного внимания, памяти, а также операций мышления.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

В дошкольном возрасте совершенствуется восприятия пространства, дети учатся ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношений между предметами.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга и т. п.

Кроме того, проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный, о том что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, постельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

Многие проблемы, возникающие в процессе учения, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. К нарушениям внимания у детей с ОНР относят:

• неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;

• снижение избирательного внимания: неспособность сосредоточиться на предмете;

• повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое;

• снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Значение внимания для регуляции деятельности ребенка трудно переоценить. Способность ребенка к концентрации внимания очень важна для развития, как познавательных процессов, так и личности в целом.

При развитии зрительной и зрительно – моторной памяти, основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.

С точки зрения большинства исследователей зрительное восприятие неразрывно связано с мышлением и не может рассматриваться отдельно от него. Когда ребенок устанавливает связь между словом и многими зрительно воспринимаемыми предметами, при этом не тождественными,- он вынужден анализировать предмет, сравнивать выделенные части, абстрагировать индивидуальные и обобщать существенные. Так мышление в единстве с речью не просто «помогает» восприятию, а делает весь процесс осмысленным. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

Таким образом, рассмотрев особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня, мы пришли к выводу, что проблема формирования зрительного восприятия на сегодняшний день остается актуальной, а также выявили, что зрительное восприятие влияет на множество факторов, в том числе и на формирование навыков письма.

Список литературы

1. Пятибратова Н. Изучение состояния процесса внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2009. – №6. – С. 82-88.

2. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 121-133 С.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Особенности восприятия. .

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).
Опубликовано: 18 января 2013 в 10:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Проект ко Дню защитника Отечества
Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным...
Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Поделка из овощей «Такие разные подружки!»
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...