Лучший педагог года

Формирование звукового анализа у дошкольника посредством использования дидактических игр

Наталья Шихалева
Формирование звукового анализа у дошкольника посредством использования дидактических игр

Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть

ребенку звуковую форму слова, ознакомить его со звуковым строением

слов…со звуковой материей языка – его звуками.

Д. Б. Эльконин

Основной задачей любого дошкольного образовательного учреждения

является подготовка ребенка к школе. Одним из главных компонентов

Публикация «Формирование звукового анализа у дошкольника посредством использования дидактических игр» размещена в разделах

готовности к школьному обучению является умение выполнять звуковой

анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие

его звуки, установление их количества и последовательности. Это является

исходным процессом при обучении детей грамоте или умению читать и

писать.

Детям с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, умение выполнять звуковой анализ

дается с большим трудом. Эти дети составляют основную группу риска по

школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В связи с этим возникает необходимость использования эффективных

методов коррекционной работы,

обеспечивающих успешное овладение

детьми навыками звукового анализа и

синтеза, предусмотренными программой.

Здесь на помощь приходит дидактическая

игра, которая становится важным

направлением коррекционной работы.

Использование дидактических игр как

средства коррекции обусловлена тем, что

игра, являясь основным и любимым

детьми занятием, позволяет быстрее и

прочнее сформировать необходимые

навыки у дошкольников с речевыми нарушениями.

Дидактические игры для формирования навыка звукового анализа

построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Вначале мы учим детей определять первый звук в одном слове («Назови

первый звук в слове», затем первый и последний звуки в ряде слов (игра

«Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове

(игровое упражнение «Найди место звука в слове»).

На определение наличия заданного звука в слове применяются

настольные игры: «Звуковая мозаика», «Выбери картинку».

В игре «Звуковая мозаика» у ребенка квадрат, разделенный на 9 клеток

и несколько фишек. Педагог произносит слова. Если в слове есть заданный

звук, дети накрывают клеточку фишкой, если нет – пропускают. Синие

фишки используются для определения твердого согласного звука в слове,

зеленые – для определения мягкого согласного, красные – для гласных

звуков.

В игре «Выбери картинки» дети среди множества картинок отбирают

только те, в названии которых есть заданный звук.

Для определения первого и последнего звука в слове мы используем

игры: «Собери картинки в цепочку», «Умная гусеница», «Помоги мышонку».

В данных играх дети выкладывают из картинок цепочку. Название

последующей картинки начинается на звук, которым заканчивается название

предыдущей картинки.

При обучении детей определению количества звуков и слогов в слове

можно использовать следующие игры : «Веселый поезд», «Куда сядет

насекомое», «Соберем пирамиду», «Саночки», «Холодильник».

В игре «Веселый поезд» дети упражняются в определении количества

звуков в слове. Используются вагончики, на крышах которых карточки с

определенным количеством кружочков. Педагог поясняет: «Перед нами

веселый поезд для животных. В нем три вагона. Каждое животное может

ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные,

название которых состоит из трех звуков, во втором – из четырех, в третьем -

из пяти звуков».

Играя в игру «Куда сядет насекомое», дети должны посадить божью

коровку на тот цветок, количество точек, на спине которого соответствует

количеству звуков в названии картинки, закрепленной на цветке.

В занимательной игре «Саночки» дети раскладывают картинки на

санки. Педагог объясняет, что санки с картинками катились с горки,

перевернулись и все картинки рассыпались. Нужно разложить картинки,

соблюдая условие: количество звуков в названии картинок должно

соответствовать цифре на саночках.

В игре «Холодильник» дошкольники раскладывают картинки

продуктов по полкам. Хозяйка принесла из магазина много продуктов.

Нужно ей помочь разложить их по местам. На верхнюю полку необходимо

положить продукты, в названии которых три звука, на среднюю полку –

продукты, в названии которых четыре звука и на нижнюю полку – продукты,

в названии которых пять звуков.

Для закрепления умения составлять звуковую схему можно

использовать игры «Найди предмет», «Подбери схему», «Разложи фрукты и

ягоды по тарелкам», «Волшебная карусель», «Звуковые бусы».

В игре «Найди предмет» ребенок должен выбрать картинку, название

которой соответствует предложенной схеме. А в игре «Подбери схему»

наоборот нужно выбрать схему, которая соответствует звуковому составу

слова-названия предмета. Играя в игру

«Разложи фрукты и ягоды по тарелкам»,

ребенок должен выбрать из множества

картинок фруктов и ягод те, название

которых соответствует звуковой схеме,

находящейся на тарелке. В занимательной

игре «Волшебная карусель» дети

рассаживают животных в кабинки

карусели, выполняя условие – звуковой

состав названия животного должен

соответствовать звуковой схеме на

кабинке.

В работе по формированию навыков

звукового анализа мы используем дидактическое пособие «Звуковое дерево».

На фруктовом дереве помещаются плоды: красные вишни, обозначающие

гласные звуки, синие сливы, обозначающие твердые согласные звуки и

зеленые груши, которые обозначают мягкие согласные звуки. Дети

составляют из этих фруктов звуковые схемы слов.

А в играх «Звуковые бусы», «Волшебные камушки», «Разноцветные

прищепки» дети самостоятельно составляют звуковые схемы. Одновременно

в данных играх у дошкольников развивается мелкая моторика рук.

Навыки звукового анализа могут закрепляться в свободное от занятий

время: на прогулке и в самостоятельной деятельности. Для этого можно

поиграть с детьми в игры «Звуки считай – приседай», «Кто быстрее?», «Мяч -

лови и мяч- бросай, сколько звуков – называй», «Чье слово длиннее?».

Использование данных дидактических игр в работе с дошкольниками с

речевыми нарушениями облегчает процесс формирования у них навыков

звукового анализа. Это не только стимулирует обучение, но и способствует

его успешности, содействует профилактике дислексии.

Список использованной литературы

1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у

дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.-64 с.

2. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с

дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. Пособие для

воспитателей и родителей. Москва 1999.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие

для практ. работников ДОУ. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 176 с.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звукового анализа у дошкольника посредством использования дидактических игр
Опубликовано: 24 октября 2023 в 13:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД