Альвухина Татьяна
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Занятие по дифференциации [С]–[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация «С – Ш».
Писки Смешариков
Задачи:
Коррекционные:
1. Закрепить артикуляцию и характеристику звука «С - Ш».
2. Дифференциация звуков «С - Ш» в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
3. Закреплять умение выделять заданный звук в слогах, словах.
4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
5. Учить детей образовывать слова по образцу.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, Занятие по дифференциации [С]–[Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
6. Закрепить умение детей подбирать слова с заданным звуком.
7. Развивать фонематический слух, память, учить элементарному словотворчеству.
8. Формировать зрительное восприятие, умение составлять целое из частей.
9. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Образовательные:
1. Закреплять знания по изученной лексической теме: здоровье человека.
2. Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности,
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная.
Предварительная работа: беседа с детьми о вреде и пользе компьютера, работа по автоматизации звуков С, Ш.
Материал:
- Карточки с изображением насоса, шарика (на доску и для каждого ребенка).
- дидактическое пособие «Расскажи про звук».
- предметы или картинки: стакан, миска, салатник, кастрюля, сковорода, неваляшка, матрешка, мишка, машинка, лягушка.
- мяч
- рабочие тетради, фломастеры, цветные карандаши
- мнемотаблицы с чистоговорками.
- игрушка «Смешарик»
Содержание НОД.
1. Дети стоят в рядом с логопедом, слышится детский плачь.
- Кто бы это мог быть? Пойду посмотрю. (Выходит за дверь, возвращается с игрушкой Смешарик). Ребята, Крош по дороге рассказал мне удивительную историю. Послушайте, что случилось:
«Крош со своими друзьями смешариками играл в компьютерную игру «Свистелки и Шипелки». Им очень нравится эта игра, она очень интересная и в нее можно играть, хоть целый день! Но Крош – то знает, как опасно проводить много времени за компьютером, и поэтому, поиграв минут 15 – 20, предложил друзьям отправиться на прогулку! Но Смешарики вовсе не хотели гулять, они хотели играть! Крош не смог их переубедить и оправился гулять один, а когда вернулся с прогулки и не увидел своих друзей. Он их звал, искал и вдруг увидел слова на мониторе:
Помогите! Спасите! Нас затянула игра и мы в ней потерялись! Чтобы помочь нам вернуться, нужно пройти всю игру от начала до конца. Если не справишься с заданиями правильно за 20 минут, игра и тебя затянет! Торопись и будь внимателен!».
Вот и плачет бедный Крош: и друзей ему жалко, и боится, что сам не справится со всеми заданиями. Что же ему делать? (рассуждения детей).
- Ребята, а может мы пройдем за Кроша игру? Мы ведь с Вами умницы и умники! Вы готовы начать игру?
2. Внимание! Игра «Свистелки и шипелки» начинается. Уровень 1.
(Логопед предлагает детям занять места за столом перед доской)
- Угадайте по названию игры, какие звуки нам будут встречаться?.
- «с», «ш»
- На что похож звук «С»?
- Свист, насос накачивает воздух и т. п.
( на доску вывешивается картинка: насос)
- На что похож звук «Ш»?
- на шипение змеи, на звук, когда шарик сдувается.
(на доску вывешивается картинка с изображением шарика)
- Что можно рассказать про звук «С»?
- Согласный звук, живет в синем замке, когда мы произносим этот звук, горлышко не дрожит, это тихий звук, глухой ( на доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с перечеркнутым колокольчиком).
- Что можно рассказать про звук «Ш»?
- Согласный звук, живет в синем замке, когда произносим этот звук горлышко не дрожит, это тихий звук, глухой. ( на доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с перечеркнутым колокольчиком.
- Получается, что звуки «С-Ш» очень похожи? А чем же они отличаются?
- Когда произносим звук «С» - язычок упирается в нижние зубки, и чувствуется холодный воздух. Когда произносим звук «Ш» - язычок поднимается на верх и чувствуется теплый воздух. ( на доску вывешиваются соответствующие символы: кружки со стрелками верхи вниз, солнышком, снежинками).
На столах у детей карточки символы звуков «С-Ш», поводится игра «Внимательные ушки» :
1. в звуковом ряду.
2. в слогах.
3. в словах.
- Молодцы – первый уровень вы прошли!
3. Внимание, внимание, игра продолжается, 2 уровень начинается!
Дидактическая игра «Пройди по следу!» На полу выложены следы со стрелочками, логопед предлагает детям пройти по следам, при этом проговаривая звуки «с – ш», или слоги са - ша, сы – ши, су – шу в зависимости от того куда смотрит стрелочка на следочке.
4. 3 уровень! «Закончи словечко!»
Дети строятся в круг. Логопед предлагает детям закончить слова и произнести слово целиком.
- слогами «са или ша»
Маша, каша, полоса, груша, лапша, колбаса, Даша, лиса.
- слогами «сы – ши»
Карандаши, весы, малыши, часы, камыши, усы, уши.
5 Физминутка.
- Мы с вами быстро и правильно прошли уже 3 уровня, давайте немного отдохнем!
Десять очень славных мышек
Десять съесть решили пышек.
Печь горячую открыли,
К сковородке подскочили.
Лапки все пообожгли,
К маме мышке подошли.
Стала мама их лечить,
Лапки в маслице мочить,
Пластырь клеить всем на ранки,
А потом давать баранки!
6. Внимание, Внимание! Игра продолжается, 4 уровень начинается!
Дидактическая игра «Передай словечко».
Дети стоят полукругом. Один ребенок берет картинку и шепотом передает заданное слово ребенку справа. Слово передается шепотом по цепочке до последнего игрока. Последний игрок произносит слово четко и громко. Первый ребенок подтверждает переданное слово картинкой.
7. Внимание, внимание, Игра продолжается, 5 уровень начинается!
Логопед предлагает разложить переданные в предыдущей игре картинке на две стопки: картинки со звуком «С» - к насосу, со звуком «Ш» - к шарику.
- Посмотрите, мы справились и с этим заданием, а скажите, как можно эти предметы назвать одним словом?
- Стакан, миска, салатник, кастрюля, сковорода – это посуда.
- Неваляшка, матрешка, мишка, лягушка, машинка – это игрушки.
8. Внимание, внимание, Игра продолжается, 6 уровень начинается!
«Чистоговорки в картинках»
На доске вывешиваются мнемотаблицы с чистоговорками, Дети самостоятельно или с помощью логопеда составляют чистоговорки и четко проговаривают их в умеренном темпе.
9. – Вот ребята и закончилась игра! Но где же смешарики? Посмотрите, на свои мониторы! Вы видите что-нибудь?
- Смешарики!
- Действительно, это они, только все в проводах! Давайте распутаем их (обведем черным фломастером контур) и узнаем, кого же затянула компьютерная игра, кто из смешариков не соблюдает правила работы с компьютером?
(Дети обводят по контуру смешариков, называют их).
10. Итог занятия : Крош благодарит детей за помощь.
- Что делали сегодня на занятии? С какими звуками играли, Что запомнили? Что полезного узнали?