Получи документы

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Патрина Юлия
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Поэтому развивать ребенка легче в игре. Именно этот вид игровой деятельности включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать окружающий мир, друг друга и себя.

Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

Игра - самый близкий, доступный и интересный вид детской деятельности, она является одним из средств коррекции нарушений коммуникативной сферы дошкольника.

Формирование коммуникативных умений общения у детей сверстников дошкольного возраста осуществляться более успешно при соблюдении определённых условий.

В работе с детьми для развития коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре немаловажную роль играют следующие обстоятельства:

взрослый одновременно включается в совместную игру детей с разными уровнями коммуникативных способностей;

взрослый активизирует общение и взаимодействие детей через вовлечение в совместную игру;

взрослый стимулирует самостоятельную совместную игровую деятельность детей с помощью параллельной игры, введением проблемных ситуаций, ролевого диалога между персонажами и др.

Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для развития детей дошкольного возраста является использование игры для всестороннего воспитания.

Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу.

Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать свою потребность в общении, с желанием участвуют в игровых действиях.

В своей работе я пользуюсь некоторыми педагогическими подходами к руководству сюжетными играми детей.

Прежде всего воспитатель должен обогащать представление детей об окружающем мире при чтении художественной литературы, создании предметно-игровой среды, организации занятий и экскурсий; оказывать влияние на выбор темы, развитие сюжета, помогать детям распределить роли через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Здесь особую роль играет своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающего жизненного и игрового опыта детей.

На этапе формирования предметно-игровой деятельности особое значение отводится подбору игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком; на этапе отобразительной игры-на первый план выступают обучающие игры, показ игрового действия; на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение воспитателя с ребенком по ходу игры; и для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

Так же в организации сюжетной игры можно пользоваться поэтапной передачей детям игровых умений в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. В данном случае предполагается сначала совместная игра взрослого и ребенка, а затем самостоятельная игра ребенка; взрослый принимает позицию партнера по игре.

При формировании игровых умений у детей я, в своих действиях опираюсь на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения. На этапе формирования условных игровых действий воспитатель должен развертывать преимущественно «однотемпные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей, который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

От искусства воспитателя вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым для детей и успешность формирующих воздействий.

Для того, чтобы развитие коммуникативных способностей и развитие игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре проходило более успешно, я в своей работе использую несколько приемов:

1. Показ игровых действий воспитателем.

2. Показ игровых действий с привлечением других детей.

3. Совместные игровые действия ребёнка и взрослого.

4. Участие воспитателя в игре.

5. Отражённые игровые действия с немедленным воспроизведением ребёнка.

6. Отражённые игровые действия спустя время после показа.

7. Наблюдение за выполнением взрослых игровых действий.

8. Проговаривание лексико-грамматического материала

9. Общая оценка игры ребёнка.

10. Самостоятельные действия ребёнка по словесной инструкции.

11. Организация одиночной игры.

12. Самостоятельные игровые действия с использованием помощи педагога.

Эффективное формирование игровых умений (уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником) воспитатель может осуществляться в совместной игре взрослого с детьми. Задача воспитателя – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Чтобы правильно строить свою игру с ребенком, воспитателю важно уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.

Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

Следует сказать, что воспитатель должен использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка. Тогда отпадет вопрос - во что играть с детьми? Использование их собственных интересов позволит расширить тематический круг игры.

В ходе совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре. Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений; ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения.

Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал, распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его.

Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т. е. те качества, без которых невозможно развитие коммуникативных способностей.

Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.

Свою работу по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста я осуществляю в трех направлениях:

взаимодействие воспитателя с детьми;

работа со специалистами детского сада;

совместная деятельность с родителями воспитанников.

На первом этапе подбирается диагностический инструментарий, выявляющий особенности межличностных отношений, предпочтений, выявляются коммуникативные и игровые умения детей; анализируется состояние предметно-игровой среды.

На подготовительном этапе формируется проектная группа, куда входят специалисты детского сада. Воспитатель группы разрабатывает перспективные планы работы; расписание игровых уроков, начинает преобразование предметно-игровой среды, создание банка дидактического материала. В процессе подготовки к игре, расширяются знания детей об истории возникновения цирка; о профессиях работников цирка; о повадках и особенностях животных, их образе жизни. Подбираются иллюстрации и фотографии по теме. Дети делились своими впечатлениями о посещении цирка, цирковых артистах, дрессированных животных. Просмотренный видеофильм еще больше вдохновил детей играть в «Школу циркового искусства». Так впервые открылся класс «Волшебников». Появилась новая форма детской деятельности - дискуссия. Эксперименты - «фокусы» проводились в лаборатории, где знакомились с правилами безопасности. Дети превращались из посторонних наблюдателей в маленьких фокусников, активно участвовали в выдвижении гипотезы, обсуждении результатов опыта, делали умозаключения.

В группе «Мастерилка» дети самостоятельно изготовляли атрибуты к костюмам: парики, колпаки, носы, рисовали игровые поля - арены, афиши: «Самый смешной клоун», «Цирковые обезьянки», «Цирковая карусель», оформляли пригласительные билеты. В ходе игры дети усваивали новые знания, закрепляли полученные ранее навыки рисования, счёта. Дети были объединены в единый процесс с разделением труда между собой. Распределение по операциям требовало от детей умения объединяться в пары, тройки, в подгруппы, планировать предстоящую деятельность. Вначале в процессе игры между детьми могли возникнуть конфликты по поводу объединения в группы, распределения работы. Вместе с детьми искали варианты честного выбора. Использовали считалки, жребий, словесные игры, так появились правила дружбы. Наряду с игровыми атрибутами присутствовали элементы обучения детей некоторым приемам художественного творчества.

Подбор и прослушивание музыкальных произведений в классе «Веселые нотки» способствовали созданию эмоционального климата в «Школе циркового искусства». В классе «Акробатов и силачей» дети объединялись для выполнения цирковых номеров, проявляя ловкость, сноровку, выносливость.

Впоследствии дети самостоятельно играли. Для детей это возможность раскрыться творчески, насладиться поиском новой тактики игры. Созданные условия позволяли соединять игры между собой, создавая новые сюжеты. Участники игры научились рассуждать, аргументировать, предлагать варианты сюжетов и дополнительные игровые роли. Многие дети овладели рефлексией, т. е. научились делать анализ игры.

Таким образом, удается обеспечить единое пространство для развития детей в игровой деятельности и способствовать развитию коммуникативно-личностных качеств.

Дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», «Больница» в которых усваивают правила поведения. Необходимо знакомить их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегая посторонних жестов и не отвлекаться, учить сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно.

У детей появляются навыки само- и взаимоконтроля. Мирилки, голосилки, считалки обогащают технику речи, совершенствуют коммуникативные навыки, развивают опыт общения.

Патрина Юлия Сергеевна,

воспитатель компенсирующей группы МКДОУ д/с№ 428

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Формирование социально-коммуникативных умений в совместной игровой деятельности взрослого и ребёнка Выступление на районном МО воспитателей логопедических групп Воспитатель МКДОУ №480 Чернышук Светлана Александровна Новосибирск – 2018.

Игровые занятия-квесты как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста 1слайд. Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Игра – приветствие: «Назови ласково друга по имени» - представиться гостям, называя друг друга по имени ласково Ритуал: Собрались все дети.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

План самообразования «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» на 2017 – 2018 учебный год Актуальность.

Учимся общаться. Проект по формированию коммуникативных умений детей посредством игровой и совместной деятельности Введение Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение.

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. «Единственная настоящая роскошь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 19 марта 2019 в 12:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД