МААМ-картинки

Учимся общаться. Проект по формированию коммуникативных умений детей посредством игровой и совместной деятельности

ирина демчук
Учимся общаться. Проект по формированию коммуникативных умений детей посредством игровой и совместной деятельности

Введение

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Публикация «Учимся общаться, Проект по формированию коммуникативных умений детей посредством игровой и совместной деятельности» размещена в разделах

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Наименование проекта «Учимся общаться»

Цель проекта Оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую и совместную деятельность.

Задачи проекта • Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

• Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

• Отобрать инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков;

• Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Способствовать созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду.

Тип проекта краткосрочный педагогический с детьми подготовительной группы

Вид проекта практико-ориентированный

Срок реализации проекта 2 недели

Участники проекта Являются дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги

Ожидаемый результат: • Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

• развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;

• развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);

• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

• выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

• обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

• обучение детей речевым этикетным формулам : приветствие, прощание, благодарность.

• развитие опыта позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Постановка проблемы: недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня знаний

неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.)

отсутствие умения управлять своим поведением

наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению в игре)

несформированностью потребности в общении со сверстниками (ребенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве).

непривлекательным внешним видом.

Новизна и практическая значимость проекта Научить детей общаться со сверстниками, взрослыми и родителями;

совершенствовать традиционные приемы и методы;

поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.

Нормативно-правовая база Закон «Об образовании» Российской Федерации».

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

Информационно-методическое обеспечение проекта 1. Бычкова С. С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций».

3. Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».

5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения».

6. Рылеева Е. В. «Вместе веселее!».

7. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»

8. Семенака С. И. «Уроки добра».

9. Щипицина Л. М «Азбука общения».

10. «Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»

11. Марцинковская Т. Д. -Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.

12. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.

13. Арцишевская И. Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития».

14. Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М. : Книголюб, 2005. (Психологическая служба)

15. Музыкальная палитра №2-2007г.

Результат реализации проекта В результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих интегративных качеств:

«Любознательный, активный» :

задает вопросы взрослому,

в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» :

адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);

способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.

«Овладение необходимыми умениями и навыками» :

у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

владеет достаточным словарным запасом;

свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.

Актуальность

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Мы живем в эпоху противоречий. И у родителей и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Мы все больше говорим о чувствах, и в тоже время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим.

Изменилась атмосфера в семьях. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми.

Часто воспитатели жалуются на неумение детей организовать игру, отсутствие потребности- играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Именно сегодня, особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать доброжелательные взаимоотношения.

1 этап – подготовительный

Задачи: сбор и анализ информации, анализ материально-технической базы

Мероприятия:

- Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения, провести диагностику, беседу и анкетирование.

Ожидаемый результат:

Получение информации о представлении детей о способах общения со сверстниками, взрослыми и родителями.

Подбор материала по заявленной теме Разработка плана проекта, консультации, бесед, подбор игр и игровых упражнений

2 этап - основной

Задачи: планирование и прогнозирование работы; обогащение предметной развивающей среды в группе.

Мероприятия:

- составление планов работы с детьми, родителями по развитию коммуникативных навыков дошкольников;

- разработка содержания НОД, развлечения;

- подбор дидактического материала, литературы;

- изготовление атрибутов.

Ожидаемый результат:

- наличие планов: бесед, развлечения, НОД, консультаций для родителей и педагогов;

- картотека игр и игровых упражнений;

- наличие атрибутов и пособий по формированию коммуникативных навыков;

- обновление предметной развивающей среды.

Практическая реализация мероприятий согласно плана Задачи: формирование навыков коммуникативного общения у дошкольников, просвещение родителей и педагогов

Мероприятия:

- проведение игр и игровых упражнений по картотеке с детьми;

- проведение бесед «Знакомьтесь - это я!», «Я - сам и Я - другие», «Правила нашей группы», «Давайте жить дружно», «Наши эмоции», «Я умею»

«Я и ты – мы друзья!», «Подари мне комплимент»;

- создание коллажа «Детский сад - наша дружная семья»;

- моделирование ситуаций «Играем вместе»;

- проведение НОД «Мы журналисты», «В мире вежливых слов»;

- изготовление поделки «Подарю подарок другу»;

- изготовление коллажа «Ты и Ямы друзья!»

Ожидаемые результаты:

- картотека игр и игровых упражнений;

- наличие атрибутов и пособий по формированию коммуникативных навыков;

- обновление предметной развивающей среды;

- выставка коллажа и поделок.

3этап - заключительный:

Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы

- распространение опыта работы по формированию коммуникативных навыков;

- оформление фотоальбома «Учимся общаться»;

- проведение развлечения «Мир волшебных слов»

Результаты проекта - Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения;

- подведение итогов работы с детьми;

- презентация опыта работы

Перспективный план реализации проекта

№ Задачи Содержание работы

1. «Социально-коммуникативное развитие»

Беседы

1.«Знакомьтесь - это я!»

2.«Я - сам и Я - другие»

3.«Правила нашей группы»»

2. Игровая деятельность

(Развитие коммуникативных навыков через игру) 1. Игры на умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься : «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Зеркало».

2. Игры на развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику «Игры-ситуации»

3. Самостоятельная деятельность

(Совершенствование навыков общения; снятия эмоционального напряжения) Моделирование ситуаций «Играем вместе».

Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

4 Непосредственно-образовательная деятельность

(Развитие коммуникативных навыков детей) НОД «Давай познакомимся», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Учимся общаться», «Мир общения», «Мы – журналисты», «Мы – репортеры», способствующие закреплению правил речевого этикета, культуры общения

Игра «Пресс-конференция»

5 Продуктивная деятельность (Установить партнерские отношения между детьми. Формирование навыков группового взаимодействия, совместного решения различных задач). Создание коллажей «Ты и Я-мы друзья!».

Оформление выставки коллажей.

6. Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность Поделки

«Подарю подарок другу»

Оформление выставки поделок.

7. Оптимизация детско – родительских отношений через игровую деятельность Вечер «Коммуникативных игр»

Заключение

В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

В процессе работы по развитию коммуникативных навыков эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В процессе развития коммуникативных компетенций используем разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, т. к. участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, т. е. коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Список литературы

1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

2. Бодалев А. А. личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2011. – 270 с.

3. Василик М. А. основы теории коммуникации : учебник/М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под ред. Проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2010. – 615 с.

4. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - М. : АЙРИС ПРЕСС - 2011.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

6. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2010. – 368 с.

7. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетно-ролевые игры в детском саду: Пособие для воспитателей. М. : ЛИНКА-ПРЕСС - 2012.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2011.

9. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 256 с.

10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № А

Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

• Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.

• Актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность.

• Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Приветствие. Дети стоят в кругу.

Психолог:

“Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю –

Всех я вас приветствую!”

(Психолог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).

Разминка.

Пальчиковая игра “Дружба”.

“Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять”.

Речедвигательное упражнение “Яблочки”.

“Веточки на яблоньке поникли от печали.

Яблочки на веточках висели и скучали.

Мальчики и девочки ветки раскачали,

Яблочки о землю громко застучали!”

(Движения психолог придумывает сам).

Кинезиологическое упражнение “Думающая шляпа” (Потереть ладони друг о друга, “чтобы стало горячо”. Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).

Основная часть. Дети сидят на стульчиках в кругу.

- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный).

- Ребята, давайте поиграем в сказку.

Психолог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:

“…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.

Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:

Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.

Лишь пожелай - я сотворю, изменим в миг судьбу твою!”.

- Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие три желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать а руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку”.

С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.

Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: “Верно” или “Я с тобой не согласен”.

После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.

Физкультурная пауза. Игра “Буги-вуги”.

“Руку правую вперёд и немного потрясём, а потом её назад и немного потрясём. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем, друзья. Буги-вуги! Окей! Руку левую вперёд… и т. д. ”

- Дети, вы загадали свои желания. Джин – волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились. А теперь давайте сами попробуем стать волшебниками.

Игра “Волшебники”.

- Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником.

Психолог подводит к “кандидату в волшебники” ребёнка. Затем выбирают другого “кандидата в волшебники”. После завершения игры обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Заключительная часть.

- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.

Упражнение на релаксацию “Волшебный сон”, выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даё тся установка: “Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается “Волшебный сон”. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Всем открыть глаза и встать”.

Внимание! Наступает “Волшебный сон”.

“Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко…ровно… глубоко… (пауза).

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!”.

Психолог прощается с детьми до следующей встречи.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами.

Развитие творческих способностей, умений и навыков детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности Доклад на педагогическом совете на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях» Современные исследования показали,.

Формирование социально-коммуникативных умений в совместной игровой деятельности взрослого и ребёнка Выступление на районном МО воспитателей логопедических групп Воспитатель МКДОУ №480 Чернышук Светлана Александровна Новосибирск – 2018.

Конспект организации совместной деятельности взрослого и детей по игровой деятельности в первой младшей группе Тема: сюжетно-ролевая игра «Доктор» Цель: формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Доктор». Задачи: познакомить.

Основные направления развития коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:.

План досуговой деятельности по развитию коммуникативных умений посредством устного народного творчестваПлан досуговой деятельности по развитию коммуникативных умений посредством устного народного творчества План досуговой деятельности по развитию коммуникативных умений посредством устного народного творчества Месяцы Мероприятия Сентябрь Театрализованное.

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет) Пояснительная записка Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения.

Работа с родителями по формированию коммуникативных умений у детей посредством театрализованных игр В ходе реализации проекта мы осуществляли работу по формированию коммуникативных умений детей шестого года жизни средством театрализованных.

Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учимся общаться. Проект по формированию коммуникативных умений детей посредством игровой и совместной деятельности
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 11:27
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД