МААМ-картинки

Формы и методика организации тематических праздников в детском саду

Анастасия Николаевна
Формы и методика организации тематических праздников в детском саду

В дошкольном учреждении ежегодно составляется годовой перспективный план проведения праздников. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания.

Многообразие форм и методов проведения праздников позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми.

Публикация «Формы и методика организации тематических праздников в детском саду» размещена в разделах

Формы организации праздника определяются целями праздника, планируемыми результатами, возрастными особенностями участников праздничного действа.

Идея праздника заключается в его содержании, а содержание, в свою очередь, выражается через форму организации праздничного действа.

Детский праздник может проводиться в разных формах :

1. утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника – стихи, песни, танцы, игры и т. п. ;

2. как музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного;

3. праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями);

4. комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей и др. ;

5. спектакля на основе литературного или музыкального произведения;

6. на основе фольклорного материала, при проведении которых важны знания детей о народных традициях;

7. экскурсий с выступлениями детей, например, Международный день музыки в музыкальной школе и др.

Музыкальный руководитель должен знать основные этапы процесса активизации дошкольников при участии их в праздничном действе.

Первый этап охватывает время до праздника, т. е. процесс его подготовки и широкого информирования, т. е. постепенное втягивание участников в будущее праздничное действие.

Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника :

· возбуждение интереса и внимания к происходящему;

· создание атмосферы взволнованности, готовности к восприятию.

· Социальная значимость событий обуславливает уровень подготовительной работы детского коллектива и позволяет различать среди детей следующие группы:

· активные участники - могут быть организаторами, генераторами идей, планировать праздничное действие, могут предложить и осуществлять игры, аттракционы, праздничные выступления;

· средне - активные участники - могут изготавливать атрибуты, предлагать номера, аттракционы, но не осуществлять их;

· пассивные участники - переживают чувство ожидания праздника, настраиваются эмоционально.

Второй этап процесса активизации охватывает непосредственное проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария, который включает в себя основные композиционные части драматургического действия: экспозиция, развитие действия (цепь эпизодов, кульминация, финал.

Задачи педагога на этапе экспозиции:

· концентрация внимания участников;

· побуждение участников к проявлению эмоций через социально- психологическое воздействие.

· На этапе развития действия:

· создание условий для постепенного нарастания эмоций;

· побуждение к непосредственному действию как следствие эмоционального напряжения и необходимости его разрядки.

На этапе кульминации:

· превращение зрителей в участников праздничного действа, т. е. достижение непосредственно активного участия детей в действии как результат их эмоционального потрясения.

· Ведущие средства активизации, которые может использовать музыкальный руководитель при организации детского праздника :

· сценарно-режиссерские решения (подбор и замена художественных номеров, сценарий, аттракционов и т. д.);

· образные средства (свет, музыка, дизайн, костюмы, декорации, художественный текст, фонограммы);

· компоненты эмоционального воздействия (ритм, тембр, мелодия, гармония, цвет и т. д.);

· степень технологической подготовленности участников праздника (музыкальное развитие, певческие навыки, танцевальные навыки, сценическая подготовленность).

Третий этап процесса активизации участников праздника - после его завершения.

Удовлетворение детей в ходе праздника побуждает их к активному действию в других видах деятельности.

Задача педагога на этом этапе:

· инициировать детей к экспликации своих впечатлений, вызванных праздником :

· способствовать осмыслению детьми праздничного события.

Основные виды средств активизации, используемые на разных этапах:

· вербальные (дают участникам возможность самовыражения посредством слова);

· физические (идея праздника побуждает участников к движению, перемещению и другим действиям;

· художественные (стимулируют эмоциональную сферу и вызывают к самодеятельности).

Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

Действие сценария должно подчиняться следующим требованиям:

1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

2. Действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания.

3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

4. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.

5. Заключительная часть (финал) — это проявление активности всех участников.

В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных видов не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях. Задолго до праздника на педагогическом совете вместе с заведующей детским садом, воспитателями и музыкальным руководителем обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней : планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и после праздничные дни, программу утренника, украшение зала, эскизы атрибутов и костюмов для шествия и т. д.

Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.

Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все

это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Длительность утренника от 45 до 50 минут в старших группах, от 35 до 40 минут в младших группах. Превышать ее не имеет смысла: на 12 — 14-й минуте малыши и на 25—30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления.

Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:

Младшая группа:

· 2 песни;

· 2 танца общих;

· 1 игра общая;

Средняя группа:

· 2 песни общие

· 1 ансамбль;

· 2 танца общих

· 1 танец для девочек;

· 1игра;

Старшая группа:

· песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло;

· танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный;

· Игра музыкальная;

Подготовительная к школе группа:

· песни - 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;

· танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;

· музыкальный игры - 2;

· стихи индивидуальные - 8.

Главное требование к любому празднику — активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам.

И только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданно. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается. В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их.

Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не

допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты. Родители – желанные гости на празднике.

Утренник в детском саду– это своего рода отчет педагогов о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело. Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Таким образом для организации тематических праздников необходимо использовать методику организации, в которой досконально прописаны этапы, от раскрытия социального значения праздника до активизации участников праздника - после его завершения, с определенными, заранее спланированными, целями и задачами на каждом этапе можно достигнуть хорошего результата. Так же для хорошо выполненной работы проведения праздника необходима правильно выбранная форма праздника. будь то утренник или театральное представление.

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методика организации тематических праздников в детском саду
Опубликовано: 16 марта 2022 в 05:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД