Валентина Кардашова
Формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с родителями.
Рекомендации родителям и коллегам-педагогам
Учитель ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий”
В. И. Кардашова
“Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”, - гласит народная мудрость. Поэтому, как ни крути, а ребёнка формирует не общество, а семья.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Публикация «Формы работы с родителями» размещена в разделах
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад.
Чтобы обществу получить гармонично развитую личность с активной и полезной жизненной позицией, нужно много работать с родителями.
К традиционным формам работы с родителями относятся : родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
В детском санатории п. Ивня Белгородской области, куда поступают на лечение и обучение дети со всех уголков Белгородчины, педагоги строят систему отношений с родителями с первого момента поступления ребёнка в санаторий. Санаторий создан с целью профилактики бронхо-лёгочных заболеваний и предупреждения локальных форм туберкулёза. В санатории функционируют два корпуса: дошкольный на 40 коек, где находятся дети с 3 до 6 лет без родителей и школьный корпус на 60 коек, где находятся дети с 1 по 6 класс, включительно. Родителям тактично напоминают, что ребёнок в течение 10 первых дней проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, он должен привыкнуть к новым условиям и научиться обходиться без родителей положенное для оздоровления время. Родственникам ребёнка дают советы, которые помогут им пережить временное отсутствие малыша или школьника.
Задача учителя/воспитателя – помочь родителям осознать свою родительскую миссию, как огромную ответственность за будущее ребёнка. Он должен идти в жизнь здоровым физически и укреплённым духовно. Большинство родителей, к счастью, это понимает. Но есть и проблемные родители, а семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, как и чем помочь родителям, пережить временное отсутствие детей в семье. На данном этапе могут помочь индивидуальные мини-консультации или тематические. Педагоги санатория беседуют с родителями во время их посещения детей, поддерживают тесную мобильную связь, рассказывая о маленьких и больших успехах ребёнка в санатории.
Воспитательная работа не может строиться без учета того, каким образом формируется в семье индивидуальность ребенка. Следует научиться сотрудничать с родителями. Для этого необходимо:
– Установить доброжелательные отношения с родителями : для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
– Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемлять его прав и свободы.
– Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома после возвращения из санатория.
– Постоянно информировать родителей о процессе воспитания и успехах, продвижениях в развитии ребенка.
– Организовать педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.
Наиболее желаемые темы для обсуждения:
1.”Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании”
2.”Тревожность детей. К чему это может привести?”
3. “Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления”
4. “Год рождения ребенка, – каким он был?”
5. “Каким я вижу будущее моего ребенка?”
6. “Друзья моего ребенка”
7.“День рождения нашей семьи”
Коллегам-педагогам можно посоветовать принять к сведению следующие правила эффективного взаимодействия учителя/ воспитателя с семьями учащихся:
- Всегда создавать необходимые условия для общения.
- Не беседовать с родителями второпях, на бегу.
- Разговаривать с родителями спокойным тоном, не стараясь назидать и поучать.
- Уметь терпеливо слушать родителей, давать возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешить с выводами! Обдумать хорошо то, что вы от родителей услышали.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Существует ряд комплексных тренинговых упражнений, которые могут помочь родителям. Например, книги И. М. Марковской “Тренинг взаимодействия родителей с детьми” и
И. В. Самойленко “Тренинг для родителей”. Родителям необходимо всегда помнить напутствие известного педагога А. С. Макаренко, который писал :
”Не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье”.
Возможно, одна из памяток для родителей окажет им необходимую помощь в развитии и воспитании их детей:
Памятка для родителей
1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.
4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
6. Относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
7. Никогда не используйте труд как средство наказания.
А. С. Макаренко неоднократно говорил: ”Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту”.