Оксана Собко
Фрагмент непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Колокольчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонах. Задачи: - знакомство с устройством колокола и особенностями его звучания; - развитие умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; - развитие интереса к истории русской культуры, слухового и эстетического восприятия при прослушивании колокольного звона; эстетических чувств, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, звонниц,Царь-колокола и др.) - формирование умения выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании записи «Колокольные звоны» - воспитание у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения русских традиций и почитание колокола как символа России. Работа над словарем: расширение и активизация словарного запаса: звонарь, орнамент, Благовест, Набат, Красный звон.
Публикация «Фрагмент непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Колокольчики“» размещена в разделах
Ход
непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель как бы невзначай звенит колокольчиком
-Колокольчик мой звони,
Всех ребяток в круг зови!
Какой звонкий колокольчик!
Он радуется ласковому, доброму, ясному утру и солнышко улыбается нам, шлет свои лучи, приветствует всех нас. Так и хочется потянуть к нему свои руки. А вам хотите, дети, улыбнуться солнышку? (дети улыбаются солнышку, друг другу)
Я тоже приветствую вас, посылаю всем вам свою улыбку. Вы помните, меня зовут Оксана Александровна. А ты Лена, ты Саша ….
Понравился вам мой колокольчик?. Хотите с ним поиграть?
2. Основная часть
Игра с колокольчиками "Дили-дон".
Водящий стоит в кругу. Дети под музыку легко бегут по кругу со словами
Дили- дили- дили -дон! Слышится со всех сторон. Весело играем мы, Звонче, колокол, звони!
Дети останавливаются, водящий встает между любыми двумя детьми, те разбегаются в разные стороны. Тот, кто первым добежит до колокольчика становится водящим.
- Дети, а что мы можем сказать о колокольчике? Какой он?
Игра «Противоположности».
Дети передают друг другу колокольчик («язык» колокольчика зажат). Если ответ правильный, то колокольчик звенит. Если неверный, то колокольчик молчит. Воспитатель оценивает правильность ответов.
веселый – грустный
тихий- громкий
высокий - низкий
сердитый - … (ласковый)
слабый - … (сильный)
медленный - … (быстрый)
большой – маленький
Молодцы! Много качеств колокольчика назвали.
Раздается звон колокола. На экране Царь-колокол.
-Дети, что мы слышим? (обращает внимание на экран)- ответы детей.
- Звучит колокольный звон. А вы слышали колокольный звон? Где? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает детям о колоколах, сопровождая свой рассказ презентацией.
-Колокола бывают разные : совсем маленькие или огромные, выше человеческого роста, как например Колокол в Московском Кремле. Это самый большой в мире колокол, находится у подножия колокольни Ивана Великого – это Царь – колокол (показ слайдов). Колокол поражает своими размерами и сейчас. Правда, Царь-колокол никогда не звонил, потому что во время сильной грозы от штормового ветра упал с высокой колокольни и разбился. И сейчас это исторический памятник нашей Родины. И именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России.
(звучит на экране колокольный звон).
- Вам, наверное, не трудно будет догадаться, как называют человека, который звонит в колокола?
Ответы детей (звонарь)
- Да, молодцы ребята. Звонарь – от слова (звонить).
Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству звонаря нужно учиться. Ведь управлять большими колоколами очень сложно.
Закрепляет с детьми понятие «звонарь».
-А вы хотели бы побыть звонарями? Только мы будем управлять не большими колоколами, а маленькими колокольчиками.
Дети выбирают себе колокольчик
Игра на колокольчиках
- Мы с вами послушаем различные звоны колоколов. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон. А вы возьмите
колокольчики и тоже будете звонить. Старайтесь, чтобы ваши колокольчики звучали дружно, вместе с большими колоколами.
(звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания) чтобы не было лишнего шума во время рассказа воспитателя, колокольчики «отдыхают» в ладонях детей.
- Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания)
- И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола
(звучит в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Воспитатель закрепляет с детьми названия видов колокольного звона.
-А вы знаете как же появились колокола? (ответы детей). Существует легенда: один человек услышал, как цветы колокольчики издавали дивные звуки: «Динь – дан – дон! Динь – дан – дон!» И приказал создать поющий цветок из металла, и назвали его колоколом. Так появились колокола.
- Обратите внимание, дети, из каких частей состоит колокол (демонстрация слайда)
Воспитатель выставляет рисунок-схему колокола.
В. У колокола есть : «уши», за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык» — та часть колокола с помощью которой мы слышим как звонит колокол.
Чтобы вы запомнили строение колокола, предлагаю вам поиграть в игру «Составь колокол».
Игра «Составь колокол»
Детям делятся на две группы, воспитатель раздает каждой разрезные картинки и предлагает собрать колокол.
Воспитатель напоминает, как составить колокол с проговариванием названий его частей, а затем дети самостоятельно составляют из частей целое. Физкультминутка минутка «Колокольчики» Динь – динь –динь –день Начинаем новый день - шагаем на месте Дил-дили-дили-дили, колокольчики будили. - повороты влево- право с хлопками. Всех зайчат, всех бельчат. Всех ребят, всех девчат. - прыгают на месте.
- Какая радость хоть на минуту подержать в руках колокольчик и послушать его мелодичный и заливистый голосок. Колокольчики полюбились народу и стали составляющей частью национальной культуры. - Маленькие колокольчики делают разной формы и из разных материалов. Посмотрите какие интересны колокольчики.
(открывает шкатулку, предлагает полюбоваться на колокольчики красивой формы, с необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор, рассказать из чего сделан).
-Мне нравится колокольчик стеклянный. Он сделан из стекла, стенки у него тонкие, хрупкие, громко весело звенит. Голосок его нежный, как весенний ручеек. А вам, какой колокольчик понравился больше всего? Из какого материала сделан колокольчик? Как звучит? Как украшен?
Дети рассказывают о понравившемся колокольчике.
- А вы хотите побыть мастерами и сделать свой колокольчик?
(ответы детей)
- Сейчас закройте глаза — мы с вами перемещаемся в мастерскую художника. Крибле, крабле, бумс. (Колокольчики звенят)
-Вы — народные умельцы, и можете сделать и украсить свои колокольчики как захотите : стразами, наклейками, цветами.
Дети мастерят колокольчики.
- С чего же начнем нашу работу?
- Берем пластиковый стаканчик, в нем уже приготовлено отверстие, закрепляем в нем язычок колокольчика. Привязываем язычок к колечку.
Мы смастерили колокольчик.
- Теперь можете его украсить, проявить свою фантазию:
- приклеить тесьму, бусины, можно использовать цветы- самоклейки.
Во время творческой работы звучит музыка.
- Какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы!
3. Заключительная часть
- Что нового и интересного узнали вы сегодня?
- Что вас удивило? (ответы детей)
- Ребята, вспомним, с какими видами колокольного звона мы познакомились? (ответы детей)
- Понравилось вам сегодня наше занятие? (ответы детей)
- Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее настроение друг другу, позвоним для всех в колокольчики (дети звонят в колокольчики)
- Желаю вам, ребята, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон «Благовест», то есть звон, который рассказывает о доброй вести