Кулишова Оксана Геннадиевна
Гендерная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема гендерной социализации является одной из важнейших и актуальных проблем современности. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Публикация «Гендерная педагогика» размещена в разделах
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
На сегодняшний день проблема гендерного воспитания привлекает огромное количество исследователей в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, так как современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка.
Понятие «гендерная педагогика» используется в педагогической теории и практике сравнительно недавно. Гендерная педагогика – это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно познает окружающий мир. Дети дошкольного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности развития. В психике ребенка появляются новые образования.
К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.
Сюжетно-ролевая игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяет развитие ведущих сторон личности, таких как:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. Через мотивационно-потребностную сферу у старшего дошкольника формируется способность к соподчинению и иерархизации мотивов; стремления приобретают ориентацию на общественно-значимую и социально-оцениваемую деятельность; осознание ребенком старшего дошкольного возраста возможностей собственных действий и их ограничений.
2. Развитие внутреннего плана действий. П. Я. Гальперин пишет о формировании опосредования, следовательно, от деятельности характеризующейся методом «проб и ошибок» наступает переход к целенаправленным действиям, сопровождающимся контролем деятельности внутри [5, с. 49].
3. Развитие произвольности действий. Сюжетно-ролевая игра требует отказ ребенка от каких-либо сиюминутных желаний, а соблюдение правил гарантирует возможность перехода к формированию произвольной регуляции.
В старшем дошкольном возрасте происходит сдвиг мотивов от «я хо чу» на «я смогу», «я должен».
Сюжетно-ролевая игра характеризуется наличием ролей, а также закрепленными функциями за каждой ролью. Через сюжетно-ролевую игру дошкольник знакомится и учится выполнять общепринятые нормы, подчиняется правилам игры.