Глаза-зеркало души (работа с предикативными сигналами доступа)

Елена Машкович
Глаза-зеркало души (работа с предикативными сигналами доступа)

Каждая репрезентативная система, а точнее, говоря простым языком, система восприятия окружающего мира, имеет свою модальность. Мы воспринимаем все, что имеет к нам отношение через различные органы чувств. И у каждого из нас визуальное, аудиальное иди кинестетическое восприятие мира преобладает в той или иной степени. В помощь нам, при общении с партнером, выступают на первый план предикаты. Это слова, которые относятся к конкретной модальности. Разберем подробнее работу с предикативной системой и визуальными (глазными) сигналами доступа партнера.

Для того, чтобы начать работу с сигналами, необходимо задать уточняющие вопросы. Очень интересно наблюдать за моими «крокодильчиками» в этот момент. Мы с ними, много и часто говорим про зиму и все, что с ней связано. И на вопрос «Какое, сейчас, время года?» Большинство, на секунду, поднимают глазки вверх и, только, потом, отвечают….зима.

Это и не случайно. Наши реакции (а перемещение взгляда вверх и влево при вспоминании зрительных образов — это тоже реакция) не являются чем-то случайным; это всего лишь следствие работы нашего мозга.

Какая же информация скрывается за движением наших глаз!

Для уяснения движений глаз партнера (а вдруг они не соответствуют стандартной схеме) задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно то визуальную ("как выглядит…", то аудиальную ("как звучит…", то кинестетическую ("как ощущается…") системы представлений.

Визуальное конструирование Визуальная память Визуальная память

Аудиальное конструирование Кинестетика Внутренний диалог

Глазные сигналы доступа:

Глаза перемещаются вверх и влево (по отношению к человеку) – визуализация из прошлого опыта.

• Вверх и вправо – конструирование зрительного образа.

• По горизонтали влево – припоминание звуков.

• По горизонтали вправо – конструирование звуков.

• Вниз вправо – доступ к ощущениям.

• Вниз влево – внутренний диалог.

• Расфокусированный взгляд прямо перед собой — визуализация.

Все вышеперечисленное, верно для большинства правшей. У левшей обычно проявляется все наоборот, т. е. смена левой позиции на правую.

Для того, чтобы научиться считывать сигналы с человека, можно потренироваться с кем-то из знакомых, задавая ему вопросы отслеживая реакцию. Ниже представлен целый спектр таких вопросов. Я упражнялась на маме и дочке. Выяснилось при этом, что мама переученная левша.

Вопрос, включающие визуальное воспоминание:

• Какого цвета ваша входная дверь? (мамины глаза ушли вверх и вправо)

Вопрос, требующие визуального конструирования:

• Как бы выглядела Ваша комната с розовыми в крапинку обоями? (глаза вверх и вправо, сразу влево)

Вопрос, требующие аудиального припоминания:

• Какая дверь в Вашем доме скрипит громче всех? (дочь-глаза уходят вверх влево)

Вопросы для аудиального конструирования:

• Какой звук издаст пианино, если оно упадёт с 10 этажа? (у мамы глаза прошлись и по визуальному воспоминанию и конструированию, и по горизонтали, вспоминая звуки)

• На что будет похож вопль мандрагоры? (дочь так же прошлась по визуальному воспоминанию и конструированию, а потом переместились в аудиальную зону. При этом добавились эмоции)

Вопросы для кинестетического канала восприятия:

• Что бы Вы ощущали, надевая мокрые носки? (дочь вспомнила, потом ушла вниз, в кинестетическую зону)

• Что Вы чувствуете, после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа? (мама, так же вспомнила, а потом перевела глаза в зону кинестетики)

Довольно часто, прежде чем ответить на вопрос, человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе. Если у вашего партнера ведущая система визуальная, то он будет "рисовать" различные картинки (для того, чтобы получить доступ к звукам или ощущениям) при ответе на кинестетические или аудиальные вопросы. Глазодвигательные реакции отражают последовательность репрезентативных систем, которые использует человек для ответа на поставленный вопрос. Например, отвечая на вопрос: "Что Вы говорите себе, когда дела идут плохо?", ваш партнер может сначала визуализировать ситуацию, в которой у него все "валится из рук", затем почувствовать ощущения, которые он испытывает в подобной ситуации, и только после этого услышать то, что он себе говорит.

В процессе мышления мы сознательно двигаем глазами в любом направлении. Однако, чтобы получить доступ к определенной репрезентативной системе, необходимо обратить внимание на естественные движения глаз. Глядя вниз, очень трудно вспомнить, как выглядит ваш друг. Для того, чтобы вспомнить то, что Вы видели в отпуске или вчера, легче всего будет, если Вы посмотрите вверх и влево или зафиксируете взгляд перед собой.

Осторожно задавая эти вопросы в процессе общения, Вы узнаете, какими стратегиями пользуется ваш собеседник для организации и извлечения информации. Например, Вы можете спросить: "Какой день запомнился больше всего в прошедшем году? Заметив движение глаз, Вы узнаете, какая репрезентативная система является ведущей у вашего собеседника. Задав следующий вопрос: "Как Вы это узнали?", - Вы поймете, какую репрезентативную систему использует партнер в качестве оценочной, а предикаты укажут Вам на первичную или предпочитаемую систему. Например, ваш собеседник использовал визуальные предикаты (В). Отвечая на вопрос "Какой день запомнился больше всего в прошедшем году?", глаза указали на ведущую аудиальную (Л) систему, а оценочной системой является кинестетика (К). Таким образом, стратегия вашего партнера выглядит так: ВАК. Используя в своей речи, последовательно визуальные, аудиальные и кинестетические предикаты, Вы установите хороший диалог с вашим партнером. Для получения доступа к различным переживаниям люди используют различные стратегии. К сожалению, многие человеческие проблемы связаны с небольшим количеством стратегий: одна и та же стратегия может быть использована как для обучения, так и для любви. Не бывает неэффективных стратегий, бывает неэффективное их использование!

Список использованной литературы:

1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин; под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 446 с.

2. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателя дет. сада / Л. М. Житникова. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 95 с.: ил.

3. Занков, Л. В. Память / Л. В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1949. – 176 с. – (Академия пед. наук РСФСР).

4. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский; отв. ред. И сост. П. В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336 с.: табл.

5. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. – 256 с.

6. Мухина, В. С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ / В. С. Мухина; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 240 с.

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебное зеркало» в средней группе Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебное зеркало» в средней группе Программное содержание: Образовательные: Обучение распознавать.

Конспект НОД «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» в старшей группе Конспект НОД «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» Цель- формировать познавательный интерес к строению тела человека. Задачи: 1.

Конспект НОД по окружающему миру «Волшебное яблоко или зеркало нашей души» для детей 6–7 лет Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»  (Дети встают полукругом.) Воспитатель:     .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Глаза» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Глаза-зеркало души (работа с предикативными сигналами доступа)
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 21:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...