марина скарлыгина
Годовой отчёт учителя-логопеда за 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
В 2016-2017 учебном году в старшей логопедической группе компенсирующей направленности находились дети со следующими речевыми заключениями:
ОНР 3 уровня – 5 человек
ОНР 2 уровня – 8 человек
ОНР 1 уровня – 1 человек
В работе с данной категорией детей использовалась программа:
Публикация «Годовой отчёт учителя-логопеда за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
«Адаптированная основная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под ред. Н. В. Нищевой.
Цель работы: воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
• реализация ФГОС ДО в образовательно-коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста;
• создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
• развитие речеслухового внимания;
• развитие фонематического восприятия;
• подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
• развитие слоговой структуры слова;
• расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
• развитие грамматического строя речи;
• развитие фразовой и связной речи;
• развитие коммуникативных умений и навыков;
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие психических функций;
• воспитание у детей правильной, четкой речи;
• совершенствование взаимодействия между педагогами и родителями.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы учителя-логопеда :
1. Диагностическая деятельность.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей логопедической старшей группы.
Заполнение речевых карт.
2. Организационно – методическая работа.
Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей:
• для фронтальных занятий по всем лексическим темам;
• для индивидуальных занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слов, мелкой моторикой, речевым дыханием, звуковым анализом;
• по развитию связной речи (серии картин различной тематики, сюжетные картины, картины с проблемным сюжетом).
В начале учебного года составлен годовой, календарный план работы, график и циклограмма рабочего времени и другая необходимая документация
3. Научно – методическая работа.
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Разработка памяток для родителей и воспитателей:
«Учим стихотворения»
«Игра –лучший помощник в занятиях с детьми дома».
Участие в педсоветах:
Сообщение на родительском собрании: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
• Участие в ПМПк ДОУ.
• Участие в работе РМО учителей-логопедов.
Работа с детьми проводилась на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Подгрупповые занятия охватили все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание, коррекцию слоговой структуры, звуковой и звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов; большое внимание уделялось коррекции памяти, внимания, мышления, развитию графомоторных навыков.
С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.
Основной задачей индивидуальных логопедических занятий являлось формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
А также велась работа по формированию грамматического строя речи, связного высказывания, звуковому анализу и синтезу слогов и слов, по развитию психологической базы речи и графомоторных навыков.
На каждого ребенка логопедической группы оформлялась индивидуальная тетрадь. В нее записывались задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, а также методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
Для автоматизации и дифференциации подобран и систематизирован материал (в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках, стихах и рассказах).
Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись воспитателями во второй половине дня и родителями. В течение года велась тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя.
Также в течение года оформлялся логопедический уголок, выставлялась информация на сайт детского сада, на сайт МААМ, ИНФОУРОК.
Целенаправленная и систематическая работа проводилась с родителями: еженедельные консультации, беседы, собрания (начало и конец года,
Консультации для родителей на темы:
• Зачем логопед даёт домашнее задание.
• Как воспитывать у ребёнка навыки правильного произношения.
• Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.
• Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи.
• Зачем детям игры.
• Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Использовались наглядные средства:
• информационные стенды с консультациями;
• папки-передвижки.
Для педагогов ДОУ были подготовлены консультации на темы:
«Особенности нарушения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
«Большие возможности мелкой моторики»
Совместная коррекционно-педагогическая работа помогла достичь хороших результатов.
Весной 2017 года было проведено обследование детей логопедической старшей группы.
Результаты:
- контрольная диагностика показала, что детей на конец учебного года с высоким уровнем речевого развития в группе 8 человек, что составляет 57% дошкольников.
- детей с пограничным уровнем речевого развития 5 человек
это 36% детей.
- детей со средним уровнем речевого развития 0 человек
- детей с уровнем речевого развития ниже среднего в группе
1 человек, что составляет 7% .
-детей с ниже низкого уровня речевого развития в группе
. 1 человек, что составляет 7% .
Вывод: по результатам проведенного диагностического обследования можно сделать заключение, что проведение фронтальных и индивидуальных занятий с детьми коррекционной группы в течение учебного года были успешными.
В Приложении 1 представлены результаты диагностики на начало, середину и конец учебного года, а также выведена диаграмма развития речи в процентах, по которой можно проследить положительную динамику у детей.
Приложение 1
Уровни речевого развития Начало учебного года в % Конец учебного года
в %
Высокий уровень 28% 57%
Пограничный уровень 50% 36%
Средний уровень 14%
Низкий уровень
Ниже низкого уровень 7% 7%
В Приложении 1 представлены результаты диагностики на начало, середину и конец учебного года, а также выведена диаграмма развития речи в процентах, по которой можно проследить положительную динамику у детей.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2016-2017 учебный год, а также результаты диагностики детей, мы можем сделать вывод о том, что поставленные в начале учебного года задачи решены, намеченные цели достигнуты.