Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»

Кристина Юрьевна
Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»

Как подготовиться ко Дню защитника Отечества.

Готовый конспект интегрированного занятия «Богатырская тема в искусстве»

[/b]

Музыкальный руководитель: Антощенко К. Ю.

г. Брянск

Участники

Дети старшего дошкольного возраста

Цель

Публикация «Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества „Богатырская тема в искусстве“» размещена в разделах

Приобщить к истории Родины посредством музыки, живописи, литературы

Задачи

Обучающие: углубить знания детей об истории Родины и её защитниках-богатырях; обогатить словарный запас детей: богатырь, защитник Отечества, художник, живопись, выставка, композитор, фортепиано, симфонический оркестр, театр, театральная постановка.

Развивающие: активизировать детей в музыкальной деятельности; развивать вокально-хоровые навыки при исполнении песен о солдатах, армии и Родине, музыкально-ритмические движения в ритмической гимнастике и музыкальной игре.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины; формировать нравственные качества личности ребёнка: доброта, дружелюбие, честность; воспитывать патриотические чувства посредством приобщения к шедеврам отечественного искусства.

Здоровьесберегающие: развивать координацию движений в ритмической гимнастике и подвижной игре; развивать артикуляционный аппарат в музыкально-ритмической игре и пении песен.

Методы:

Словесный, наглядный, игровой методы; наблюдение; мотивация и исследование.

Приёмы:

Музыкально-дидактические игры с применением «Логических блоков» Дьенеша и палочек Кюизенера; карточки-схемы жанров музыки; презентация «Богатырская тема в искусстве»; интеграция образовательных областей.

Предварительная работа:

Подготовка презентации «Богатырская тема в искусстве»; изготовление карточек-схем для музыкально-дидактической игры «Песня. Танец. Марш»; подготовка атрибутов для музыкально-дидактических игр. Разучивание с детьми песен: «Труба», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Будем в армии служить», музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова; песня-марш «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. И. Пилецкой; подготовка для слушания пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота», пьесы Р. Шумана «Смелый наездник».

Материалы и оборудование

Экран, проектор, ноутбук для показа презентации; музыкальный центр, флеш-накопитель с записями музыки.

Конспект занятия

Дети входят в зал под «Марш», музыка А. Филиппенко.

Вводная, мотивационная часть

Музыкальный руководитель произносит музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!». Напоминает, что идёт подготовка к празднику 23 Февраля, на котором поздравляют дедушек, пап, братьев в семье. Задает вопрос, что это за праздник? Дети отвечают: «День защитника Отечества».

Музыкальный руководитель:

А хотите заглянуть в историческое прошлое нашей Родины и узнать, какие были защитники в старину – русские богатыри? Как богатырская тема отражалась в разных видах искусства: музыке, живописи, литературе, кино?

Дети: Да.

Основная, содержательная часть

Музыкальный руководитель предлагает детям, как будущим защитникам Отечества, выполнить перестроения в три колонны и ритмическую гимнастику под музыку.

Ритмическая гимнастика

Дети выполняют ритмическую гимнастику под песню «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. И. Пилецкой.

Музыкально-дидактическая игра «Песня. Танец. Марш»

Дети играют сразу после гимнастики. Нужно угадать вид (жанр) музыки, под которую выполняли гимнастику, и поднять карточки-схемы. Правильный ответ: «Две карточки – “песня” и “марш”».

Слушание музыки

Дети садятся на стулья перед экраном и смотрят презентацию «Богатырская тема в искусстве». На экране иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря». Музыкальный руководитель беседует с детьми об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Показывает эскиз «Богатырские ворота» Гартмана, с изображением шлема богатыря и кокошника, знакомит с циклом пьес «Картинки с выставки»

М. Мусоргского.

Музыкальный руководитель:

Определите, ребята, характер музыки М. П. Мусоргского «Богатырские ворота» (фортепиано и оркестровое изложение).

Дети:

Богатырская, мощная, сильная, торжественная, плавная мелодия, величественная, громкая.

Физкультминутка

Звучит стих «Февраль». С. Я. Маршак.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье Дети поднимают руки вверх и качают ими

совершают волнообразные движения рук

раскрывают руки, как крылья

раскрывают широко руки

приставляют руку к виску, отдают честь

Музыкальный руководитель:

На картине богатыри не стоят, а сидят на конях. Как называется человек, сидящий верхом на коне?

Дети:

Всадник, наездник.

Артикуляционная игра «Всадники»

Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».

Если не очень громкая музыка (1-я и 3-я части, то дети щёлкают языком, вытянув губы вперёд. Если громко звучит музыка (2-я – средняя часть, то щёлкают громко, широко растянув рот в улыбке.

Пальчиковая игра-вспоминалка «Фигуры»

Дети строят разные геометрические фигуры одним-двумя пальцами двух рук перед собой: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальную форму»

Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».

Дети с помощью логических блоков Дьенеша должны самостоятельно выложить 3-частную форму, выбрав по-своему желанию форму и цвет фигур. Например,.

Песня-распевка

Звучит «Труба», музыка Е. Тиличеевой.

Дети рассматривают иллюстрации медного духового инструмента – трубы.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай звук – «та» или «ра»?

Звучит мелодия. Дети показывают ответ рукой – вверх «ра» или вниз «та».

Музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм»

Дети слушают песенку «Труба». Прохлопывают ритм в ладоши и поют песенку. С применением палочек Кюизенера выкладывают рисунок.

Пение

Дети рассматривают иллюстрации о солдатах Российской армии. Перестраиваются на полукруг в центре зала. Исполняют песни: «Бравые солдаты». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Будем в армии служить» (с солистами). Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.

Музыкальный руководитель проводит вокально-хоровую работу над исполнением песен в ансамбле. Учит самостоятельно начинать петь после вступления и проигрыша.

Игра «Найди себе пару!» под музыку Т. Ломовой

Дети выбирают водящего считалочкой.

Считалка:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Правила игры

Водящий стоит в середине круга, дети – парами по кругу, повернувшись боком к водящему. На 1–2-й такт – две «Пружинки», на 3–4-й такт – поворачиваются к другому партнёру, делают 4 шага и берут его за руки. Повторяют движения и возвращаются к своему первому партнёру.

Во второй части музыки нужно заменить подскоки на прямой галоп и пояснить, что ребята – всадники на конях, как богатыри. Двигаются врассыпную по всему залу, свободно ориентируются. С окончанием музыки нужно найти себе любую пару и встать по кругу, как в начале игры. Выигрывают те, кто быстро находит себе пару!

Рефлексия

Музыкальный руководитель:

Мы слушали сегодня музыку и смотрели картину. Кто вспомнит название этих произведений искусства?

Дети:

«Три богатыря», «Богатырские ворота».

Музыкальный руководитель:

Вам, ребята, нужно нарисовать в свободное время от занятий в детском саду или дома рисунки на тему «Богатыри». Потом вы отдадите их воспитателю и сделаете выставку рисунков.

Музыкальный руководитель опрашивает детей, что понравилось больше всего на нашем занятии. В конце дети должны снова сесть на коней (скакать прямым галопом) и под весёлую музыку найти своё место по кругу. Музыкальное прощание «До свидания». Дети успокаиваются и под «Марш» А. Филиппенко покидают музыкальный зал.

Информация, которая поможет вам обсудить с детьми картину В.

Васнецова «Три богатыря»[/b]

Виктор Васнецов написал картину «Три богатыря» в 1898 году. Над этим шедевром он трудился около двадцати семи лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны. В любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую Родину – матушку Русь. Илья Муромец – это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на чёрном коне и вглядывается вдаль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжёлая булатная палица, в другой руке – острое копьё на изготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне – богатырь Добрыня Никитич. Он грозно вынимает свой тяжёлый богатырский меч. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно-золотистом коне – Алёша Попович. Левой рукой он держит свой лук, от стрелы которого ни один враг ещё не увернулся. Его сила кроется в хитрости и смекалке. Васнецов передаёт характеры трёх богатырей. В них отражено величавое спокойствие, присутствие духа правого дела, пресечь который никому не позволено. Как известно по историческим преданиям, богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи, жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии. Другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличом, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям. Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал. Побеждённых отпускал на четыре стороны, поэтому слава об Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое, всеми уважаемом, в том числе и врагами. Добрыня Никитич, по историческим данным, родился в городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе – сын поместного рязанского воеводы Никиты. По другой версии, во времена князя Владимира Красное Солнышко был воевода, наречённый именем Добрыня, собственно, он и был дядей князю Владимиру. Как полагается в княжьих семьях, Добрыня был образованным. В детстве его обучали различной грамоте. Он был творчески одарён, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана. Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силён и ловок, первый богатырь, мог взяться за рискованные задания, за которые другие браться побаивались. Грамотно владел против врагов мечом, метко стрелял из лука, в свободное время играл на народных музыкальных инструментах типа гуслей, свирели. Характер справедлив и дипломатичен. Алёша Попович, по известным летописям, родился в боярской семье, наречённый именем Александр (Олеша) Попович, а по другим версиям, он являлся сыном ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или, что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии из местечка Пирятин. Относительно Ильи Муромца и Добрыни Никитича он не так силён, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера – он хитёр, иногда в бою без этого не обойтись. В его дружине очень ценилась его смекалистость. Благодаря своему недюжинному уму он как бы выходил сухим из воды. В жизни он интриган и задористо играет на гуслях. Несмотря на более хрупкую фигуру Алёши Поповича, по былинным преданиям, он побеждает Тугарина Змея. Виктор Васнецов описание картины дал в короткой, но ёмкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Сегодня этот шедевр находится в художественном музее в Москве – в Третьяковской галерее.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группе. Тема: Праздник 23 февраля. Задачи. 1. Расширять знания детей.

Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционной техники в младшей группе. Тема: «Наши защитники».Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционной техники в младшей группе. Тема: «Наши защитники». Образовательные области: «Художественно - эстетическое развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Развивать умение.

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «23 февраля — День защитника Отечества» Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «23 февраля- день защитника Отечества» Цель: сформировать представление об армии.

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «23 февраля — День защитника Отечества!» Программное содержание. Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Развивать познавательный интерес к профессии.

Конспект познавательно-игрового занятия «День защитника Отечества» Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект тематического занятия к Дню защитника Отечества. «День мужества» (средняя группа)Конспект тематического занятия к Дню защитника Отечества. «День мужества» (средняя группа) Методические задачи: дать первичное представление о празднике День Защитника Отечества; помочь осознать роль мужчины в жизни нашей страны.

Конспект занятия «Военно-воздушные силы Российской Федерации» к Дню Защитника Отечества «Военно-воздушные силы Российской Федерации» Цель: расширение знаний у детей о защитниках Отечества. Задачи: закрепить знания о родах войск,.

Конспект занятия по аппликации к Дню защитника Отечества в средней группеКонспект занятия по аппликации к Дню защитника Отечества в средней группе Цель: создание условий для развития творческих способностей обучающихся в процессе изготовления открытки. Задача 1. Учить детей изображать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Праздник пап» к Дню защитника Отечества Конспект занятия по познавательному развитию «Праздник пап»[/b] (I младшая группа) Воспитатель I мл. группы: Муртазалиева Д. С. 2017 г.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Открытка ко Дню защитника Отечества»Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Открытка ко Дню защитника Отечества» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» (конструирование, аппликация, рисование,«Познание»,«Коммуникация»,«Социализация».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»
Опубликовано: 15 января 2021 в 13:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД