Ирина Артамонова
Групповое занятие по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Дифференциация звуков [З] и [Ж]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе
Тема: Дифференциация звуков [З] и [Ж]. Путешествие Комара и Жука.
Цель:
закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [З] – [Ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Образовательные задачи:
Публикация «Групповое занятие по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте, Дифференциация звуков [З] и [Ж]» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
чёткое произношение и различение звуков [З] – [Ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; знакомство с буквами З и Ж;
Воспитывающие задачи:
воспитание умения выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей, воспитание чувства коллективизма, сопереживания героям;
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие диалогической речи;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие слухового и речевого внимания;
развитие зрительного восприятия;
развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование:
зеркала, звуковые символы звуков [З] - [Ж] из театра на палочках, пуговицы, разноцветные шнурки, деревянные палочки, буквы З и Ж, листы с картинками для дифференциации звуков, ромашка из бумаги с символами звуков на лепестках, картинки для слогового анализа, цветные карандаши, предметные картинки- комар, жук, пчела, жаворонок, коза, еж, заяц, жаба, журавль, автобус, баранки, апельсин, замки, овощи, носки, туфли.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед и дети сидят в кругу на стульях. Психологический настрой.
Л. : Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу пожелать всем доброго утра и доброго дня!
Хотите поиграть и узнать сегодня много нового?
Дети: Хотим!
2. Самомассаж лица.
Л. : Подготовимся к занятию, сделаем массаж.
Дети произносят стихотворение и выполняют поглаживающие движения:
Если тает снег и лёд, (от середины лба к верхней части ушей)
Ручеёк журчит, поёт, (от носа к средней части ушей)
Мишке стало не до сна -(от середины подбородка к нижней части ушей)
Значит, к нам пришла весна. (поглаживают всё лицо ладонями.)
3. Введение в тему.
Л. :Наступила весна. А что происходит весной?
Дети: Ярко светит солнышко. Прилетают птицы, просыпаются животные и насекомые.
Л. :Проснулись в весеннем лесу Комар и Жук. Обрадовались они солнышку, сели на веточку берёзы и запели свои весёлые песенки. Комар пищал: «З-З-З». Как пищал Комар?
Дети: «З-З-З».
Л. : Жук жужжал: «Ж-Ж-Ж». Как жужжал Жук?
Дети: «Ж-Ж-Ж».
Л. :Вот стали они спорить, чья песенка лучше. Комар говорит: «Моя». А Жук говорит: «Моя». Хотите разрешить спор Комара и Жука?
Дети:Да!
Л. :Вы догадались, какие звуки у нас сегодня в гостях?
Дети:Звуки [З] и [Ж].
4. Установление сходства и различия между звуками.
1)Сравнение звуков [З] и [Ж] по артикуляционным и акустическим признакам.
Л. :Что делают губы, когда мы произносим звуки [З] и [ Ж]?
Дети:При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.
Л. :Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?
Дети:При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.
Л. :А какая воздушная струя сопровождает звуки [З] и [Ж]?
Дети: Звук [З] сопровождает холодная воздушная струя, а звук [Ж]- тёплый воздух.
Л. :А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.
Дети:При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.
Л. :Звук [З]- свистящий, а [Ж]- шипящий.
Дети рукой изображают положение языка при произнесении звуков [З] и [Ж] и одновременно произносят эти звуки перед зеркалом.
2) Характеристика звуков [З] и [Ж].
Л. :Дадим характеристику звуков [З] и [Ж]. Какой звук [З]?
Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.
Л. :Какой звук [Ж]?
Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.
3)Выделение звуков [З] и [Ж] из ряда звуков, слогов, слов. Игра «Комары и жуки».
Правило игры. Если дети слышат звук [З], то поднимают символ звука- комара, если слышат звук [Ж] - жука.
Звуки : т, р, з, л, д, ж, в, з, н, ж, к, з.
Слоги: ма, жа, ро, зо, ти, жи, пу, зу, лы, за.
Слова: коза, дети, лыжи, мыло, зубр, журавли, незабудки, дом, гаражи, забор.
5. Дифференциация звуков [З] – [ Ж] в слоговых цепочках в сочетании с пальчиковой гимнастикой.
Л. :Дети, Комар и Жук спрашивают: «Чья же песенка лучше?»
Дети:Обе песенки очень красивые, просто они разные.
Л. :Обрадовались Комар и Жук и запели свои песенки. Споём и мы вместе с ними.
Логопед, а за ним дети произносят слоги со звуками [З] и [Ж], одновременно соединяя большой палец с остальными по порядку. Сначала движения выполняются правой рукой, затем левой, потом по очереди.
Слоги: за- зо- зу- зы, жа- жо- жу- жи, за- жа, зо- жо, зу- жу, зы- жи.
6. Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словах.
1)Интерактивное упражнение для дифференциации звуков в словах- названиях картинок.
Л. :Как хорошо, что мы помирили Жука и комара. Теперь они решили полететь в гости к своей подруге Пчеле, которая живёт на опушке леса. Летят Комар и Жук и видят, как Жаворонок поёт свою весеннюю песенку. Стали жук и комар просить Жаворонка: «Спой нам ещё». Но Жаворонок устал и сказал: «Сначала покажите, как вы находите свои песенки в словах- названиях картинок».
Л. : Поможем нашим друзьям справиться с заданием?
Дети: Поможем!
Дети соединяют картинки со звуковыми символами карандашами разных цветов, называют их и раскрашивают любую из них.
2)Подбор слов со звуками [З] и [Ж] в названиях. Игра «Ромашка».
Спел Жаворонок свою весеннюю песенку и улетел. Полетели дальше Комар и Жук. Видят, Коза на лугу пасётся. «Что ты здесь делаешь?» - спросили Козу Комар и Жук. «Я ем молодую травку. Вот сейчас этот цветок съем»,- говорит Коза. «Пожалуйста, не ешь этот красивый цветок!» - стали просить Козу Комар и Жук. «Хорошо, но тогда вы придумаете слова со звуками [З] и [Ж]», - сказала Коза.
Л. :Комар и Жук не справятся с этим заданием без нас. Посмотрите, какая необычная ромашка. Вы заметили, что на её лепестках нарисованы символы звуков [З] и [Ж]? Будем отрывать по одному лепестку и подбирать слова со звуками [З] и [Ж]. Вспомните, какие картинки вы соединяли со звуковыми символами.
3)Определение количества слогов в словах.
Л. :Жук и Комар полетели дальше. Они устали и сбились с пути. Решили присесть на маленький колючий кустик. Это оказался не кустик, а ёжик, который свернулся клубочком. Комар и Жук спросили Ежа, как им попасть на опушку леса. «Я покажу вам дорогу, но сначала вы определите, сколько слогов в этих словах», - сказал Ёжик.
Картинки: жираф, арбузы, коза, желуди.
Дети определяют количество слогов и делят прямоугольники под картинками на части.
Л. :Ёжик показал Комару и Жуку дорогу, и они отправились дальше. Вдруг из чащи леса выпрыгнул Зайка.
7. Физкультминутка. Выработка чётких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Л. :Зайка очень боится, ведь за ним гонится лиса. Попрыгаем вместе с ним, чтобы он развеселился и перестал бояться.
Л. :Вокруг себя повернитесь и в зайчиков превратитесь.
Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения:
-Скок- поскок, скок- поскок, зайка прыгнул на пенёк.
-Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
-В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт.
-Лапки вверх, лапки вниз, на носочки, подтянись.
-Лапки ставим на бочок, на носочках скок- скок- скок,
-А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
-Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул десять раз!
Л. : Зайка перестал бояться и убежал в лес.
8. Звуковой анализ и синтез.
Составление слов из первых звуков названий картинок.
Л. :А Комар и Жук отправились дальше. Летят они и видят- лежат на пеньке картинки: журавль, автобус, баранки, апельсин. Догадались Комар и Жук, что нужно составить слово из первых звуков в названии этих картинок. Что же у них получилось? А вы догадались?
Дети: Получилось слово жаба.
Л. :Правильно. А вот и она. Появляется Жаба. Жаба сказала: «Какие вы молодцы! Значит, поможете мне и другое слово составить».
Картинки: замки, овощи, носки, туфли.
Дети: Получилось слово зонт.
Л. :Обрадовалась Жаба, схватила зонт и ускакала. А как вы думаете, зачем жабе зонт? Ведь жабы дождик любят. От чего же Жаба будет под зонтом прятаться?
Дети: Жабе нужен зонт, чтобы прятаться от яркого солнца. Солнце может высушить кожу жабы.
Л. :А теперь выложим слова жаба и зонт из пуговиц. Как мы будем это делать?
Дети:Синяя пуговица - твёрдый согласный звук, красная - гласный.
9. Дифференциация звуков [З] и [Ж] в скороговорках.
Л. :Комар и Жук наконец вылетели из леса и на его опушке увидели домик Пчелы. А как он называется?
Дети:Улей.
Л. :Пчёлка очень обрадовалась своим друзьям. Но что- то случилось с замком. Он никак не открывается. Может быть, он откроется, если мы правильно произнесём скороговорки со звуками [З] и [Ж]?
Дети произносят скороговорки.
Скороговорки. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзинкою ползёт. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Л. :Ну вот, замок, наконец, открылся, и навстречу Комару и Жуку вылетела Пчёлка. Она пригласила друзей за стол и стала их угощать мёдом.
10. Знакомство с буквами З и Ж.
Л. :Вместе с Комаром и Жуком мы пели их песенки-звуки в слогах, словах, скороговорках. А можем мы увидеть звуки?
Дети: Нет, звуки мы произносим и слышим.
Л. :А что мы можем увидеть?
Дети:Мы можем увидеть буквы.
Л. :Давайте станем волшебниками и превратим звуки в буквы.
Логопед и дети произносят стихотворение : Платья звукам надеваем, звуки в буквы превращаем.
Логопед показывает детям буквы З и Ж.
Л. :На что похожа буква З, буква Ж?
Дети:Буква З похожа на цифру 3, на змею, на пружинку. Буква Ж похожа на жука, на снежинку.
Стихотворения про буквы
З загнулась, как змея,
Но ей не запугать меня.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
11. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания
зрительного образа буквы.
Л. :Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.
Дети прорисовывают буквы в воздухе, на ладони, на спинах друг друга, сравнивают буквы, выкладывают буквы З и Ж из шнурков и деревянных палочек.
12. Подведение итога занятия.
Логопед:Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети:Различали звуки и буквы [З] и [Ж].
Л. :Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? О чём бы вы хотели узнать в следующий раз? (ответы детей)
Л. :Мы помогали Комару и Жуку в их сложном путешествии, поэтому Пчёлка решила угостить и нас. Вот эту красивую коробку с конфетами она дарит нам.
Список использованной литературы:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение, М. Просвещение, 1991.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
4. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1991.
5. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. - СПб., 1995.
6. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. - М. : Издательство ГНОМ, 2012.
7. Шаблыко Е. И. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. - М. : ТЦ СФЕРА, 2012.