Папки-передвижки

Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ «Пальчиковый игротренинг»

Васильчикова Галина
Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ «Пальчиковый игротренинг»

Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ «Пальчиковый игротренинг»

Введение.

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологическое состояние ребенка, возможности его социализации. Педагогическая классификация нарушений состоит из следующих категорий: - дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы. Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений). За последнее десятилетие значительно возросло количество детей с различными нарушением речи в сочетании с одной из вышеперечисленных категорий.

Публикация «Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ „Пальчиковый игротренинг“» размещена в разделах

Особое внимание следует уделить тому, что дети, которым психолого-медико- социальная комиссия ставит диагноз ОВЗ не всегда являются инвалидами.

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Таким образом, родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации.

1. Основная часть.

Каждый ребенок имеет право на то, чтобы быть подготовленным к школьному обучению в соответствие своих личностных возможностей. Таким образом, в ДОУ «Детский сад №2 «Улыбка»» города Пестово сформированы две группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания. В данные группы воспитанники попадают только при наличии заключения психолого-медико-социальной комиссии.

Целью работы является реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционной работы с детьми с ОВЗ, оказание всесторонней индивидуально- ориентированной помощи воспитанникам в соответствии с их особенностями и возможностями.

Реализация данных маршрутов осуществляется специалистами ДОУ: логопедом, психологом, дефектологом и воспитателями. Работа строится следующим образом: в сентябре проводится индивидуальная диагностика детей, результаты обследования обсуждаются на ППк учреждения. Каждый специалист определяет задачи сопровождения воспитанников в сфере своей деятельности. На основании этого составляется индивидуальный образовательный маршрут.

В ходе этапа реализации индивидуальной программы работы с ребенком с ОВЗ занятия с логопедом дают ему возможность для создания обогащенной речевой среды, формирования всех сторон речи.

Так же работа специалистов в группах детей с ОВЗ предполагает тесное взаимодействие с родителями. Работа с родителями заключается в разработке индивидуальных рекомендаций в соответствии с индивидуальными особенностями их ребенка, проведении консультаций, лекториев, тренингов на темы, интересующие родителей. В нашем детском саду разработана программа групповых занятий с родителями «Школа успешного родителя». В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей СОВЗ, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ДОУ, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями. Занятия с родителями проводятся один раз в месяц. Проводят совместно специалисты: логопед и психолог.

В занятиях участвуют родители двух групп. Группы детей с ОВЗ, в которую входят дети с различными интеллектуальными нарушениями в сочетании с тяжелыми нарушениями речи, дети с расстройствами аутистического спектра. И группы детей со сложным дефектом (дети с синдромом Дауна и дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальными нарушениями и нарушением речи). Всего семнадцать детей. В своей работе мы представим занятие с родителями, которое проводится учителем-логопедом и педагогом - психологом совместно. Это занятие является частью работы по взаимодействию работы специалистов с родителями. Тема выбрана родителями.

2. Практическая часть.

Тема занятия: «Пальчиковый игротренинг».

Ведущие: учитель – логопед, педагог- психолог

Участники: родители детей с ОВЗ

Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 2 «Улыбка»

Цель: повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи:

-информировать родителей о значении пальчиковых игр в развитии высших психических функций и речи ребенка;

- познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации кистей рук;

-приобщить родителей к играм с ребенком в домашних условиях;

Ход занятия.

Педагог-психолог: давайте поприветствуем друг друга, но не просто так, а по особенному. Будем говорить комплименты соседу справа, при этом передавая колпачок друг другу с помощью счетных палочек. Руками трогать колпачок нельзя.

А теперь попросим Вас ответить на вопросы: играете ли вы со своими детьми в пальчиковые игры, как часто и в какие?

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук, но не все знают для чего это нужно. Сегодня мы узнаем, что такое мелкая моторика, какие особенности она имеет, для чего мы ее развиваем и какими играми и упражнениями мы ее можем развивать.

Мелкая моторика- это способность выполнять мелкие и точные движения кистями, пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной, костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук применяют термин «ловкость» область мелкой моторики включает большое количество большое количество разнообразных движений от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка. Ее развитие начинается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять, пытаясь попасть кулачками в рот. Затем он берет предметы всей ладонью, потом только двумя пальчиками (большим и указательным, затем ребенка учат правильно держать ложку, кисточку, карандаши.

Логопед. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она очень тесно связана с речью, вниманием, памятью. Связь мелкой моторики и речи объясняется тем, в головном мозге зоны речи кисти расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции моторных навыков кистей рук начинает активироваться и речевой центр именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики кистей и пальчиков. Мелкая моторика имеет непосредственное влияние на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Развитие мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, умение производить точные и тонкие движения кистью необходимо при овладении письмом.

Руки –«инструмент тонкий», поэтому и настраивается в течение долгого времени.

Педагог- психолог. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно распределять его, координировать речь с движениями (ладушки).

Логопед. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их коротенькими стишками, то речь станет более ритмичной, четкой, яркой, усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При овладении движениями рук у малыша развивается фантазия и воображение. С помощью пальчиков и жестов ребенок может рассказывать целые истории.

Таким образом, в результате пальчиковых упражнений кисти и пальцев рук приобретут силу, гибкость, выносливость.

Педагог-психолог. Все игры и упражнения можно разделить на три группы:

Первая группа - это упражнения для кистей рук, направленные на развитие подражательной способности; умение сохранять положение пальцев некоторое время; переключение с одного вида движений на другое. Вторая группа - это статистические упражнения и игры. Они направлены на развитие выносливости кистей и пальцев рук. Третья группа - это динамические упражнения, направленные на развитие точной координации движений.

Практическая часть занятия.

Учитель-логопед.

Упражнение: «Вопрос-ответ».[/b]

Цели: активировать мыслительную деятельность, развить воображение.

Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди вытаскивает карточку с вопросом и дает на него ответ. Участники другой команды могут ответ дополнять.

Вопросы:

-какую работу можно дать детским пальчикам на кухне.

-как можно развивать мелкую моторику во время прогулки.

Родители дают ответы.

Педагог-психолог.

Молодцы! А теперь проговорим правила проведения игр и упражнений с детьми.

При проведении игр необходимо следующие правила:

- отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы;

- игровые задания должны постепенно усложняться;

- начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть;

- никогда нельзя начинать игру, если вы утомлены, раздражены;

- занятия должны быть регулярными;

- нельзя допускать переутомление ребенка в игре.

Учитель-логопед. Приведем примеры пальчиковых игр и упражнений.

Самые первые пальчиковые игры- это игры инсценировки каких-либо рифмованных историй («Ладушки», «Коза рогатая»,» «Сорока-белобока» и т. п.).

Развитие мелкой моторики с помощью перебирания желудей, гороха, рисования пальчиком по песку, манке и другим крупам.

Самомассаж рук (показать приемы самомассажа).

Игры-упражнения логоритмика.

Педагог-психолог.

Совместная аппликация «Солнышко».

Цель: сформировать чувство сопричастности, развить мелкую моторику.

Для того, чтобы наше хорошее настроение оставалось с нами как можно дольше давайте сделаем «солнышко». Для этого каждый обведет свою руку, аккуратно вырежет - это будут лучики у нашего солнышка. На каждом «лучике» напишите доброе пожелание для окружающих.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Полезна ли была вам информация? Что вы сможете применить на практике?

Родители отвечают.

Логопед и педагог-психолог раздают буклеты с играми для развития мелкой моторики. Вывешивают информацию на стенде.

Выводы.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

Вышеизложенная система взаимодействия педагогов с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более полный охват всех сфер жизни воспитанников, позволяет закреплять пройденный материал в домашних условиях с помощью родителей, а также дает возможность продемонстрировать родителям результаты развития ребенка.

Литература:

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

3. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М., 2008.

4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб. : Речь, 2005.

5. Н. В. Нищева Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2014.

6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Публикации по теме:

Пальчиковый игротренинг, нетрадиционные игровые приемы «Школа дошколят» Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приемы). Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение.

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися 2 класса школы-интерната для детей с ОВЗ «Путешествие в мир знаний» Цель: Активизация межполушарного взаимодействия. Развитие познавательной сферы, творческих способностей, активизация памяти, внимания, мышления,.

Групповое занятие детей «Овощи в банке»Групповое занятие детей «Овощи в банке» Провела занятие по аппликации "Овощи в банке". Поставила перед детьми следующие задачи - продолжать формировать у детей представления об.

Групповое занятие по лепке «Колобок» Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся.

Групповое занятие «Знакомство с деревьями» Групповое занятие: «Знакомство с деревьями» (для воспитателей работающих детьми с ограниченными возможностями здоровья). Гульназ Хазиева.

Игротренинг с родителями «Играем вместе — развиваем речь ребенка» Игротренинг с родителями «Играем вместе -развиваем речь ребенка» Воспитатель: Пайгульдина Т. Ю. Цель: - Создание условий для речевого развития.

Мастер-класс с родителями «Пальчиковый театр»Мастер-класс с родителями «Пальчиковый театр» Мастер-класс с родителями «Пальчиковый театр» Цель мастер-класса: Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению пальчикового театра.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ[/b] [/b] Назначение: предложенный материал можно использовать в любом дошкольном.

Занятие с родителями детей с ОВЗ «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка» Занятие с родителями детей с ОВЗ на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании особого ребенка» Целевая аудитория: родители несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ «Пальчиковый игротренинг»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 22:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД