Наталья Бокач
Характеристика и классификация детских игр народов Крыма
▼ Скачать + Заказать документы
Бокач Наталья Борисовна
Bokach Natalia Borisovna
ГБОУ ВО РК КИПУ, студентка 5 курса,
ЗДО факультет психологии и педагогического образования.
Характеристика и классификация детских игр народов Крыма
Characteristics and classification of children's games of the peoples of Crimea
Аннотация.
В этой статье раскрывается проблема характеристики и классификации
детских игр народов Крыма.
Summary.
This article reveals the characteristics and classification children's games of the peoples of Crimea.
Публикация «Характеристика и классификация детских игр народов Крыма» размещена в разделах
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, детские игры, игры народов Крыма, классификация детских игр.
Key words : preschool children, children's games, games of the peoples of the Crimea, the classification of children's games.
Постановка проблемы. В дошкольном возрасте происходит зарождение и становление отношений к другим людям. Опытом этих первых отношений обуславливается дальнейшее развитие личности ребенка и особенности его самосознания как человека, его отношение к окружающему, его поведение среди людей.
Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, таких как жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, недоверие, закладываются еще в раннем и дошкольном детстве.
Проблемы гражданского воспитания и формирования культуры межэтнического общения для Крымского полуострова актуальны, так как он является полиэтничным регионом. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков толерантного взаимодействия через образовательные учреждения, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения этнической нетерпимости.
Особенная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — этому важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир. Она же вызывает существенное изменение в психике ребенка.
В настоящее время у психологов, педагогов, родителей возникла потребность в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственно - патриотических качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками вне зависимости от национальности, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника.
Цель статьи. Дать характеристику и классификацию детским играм народов Крыма.
Изложение основного материала. Понятия «дети», «детство», «игра» на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет.
Л. И. Божович [1] о дошкольном детстве говорит, как о большом отрезке жизни ребенка, во время которого условия жизни стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир. Она же вызывает существенное изменение в психике ребенка.
В дошкольном возрасте взаимоотношения детей формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает игра, которой ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, и таким образом, способствует взаимоотношению детей.
Игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всестороннее воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно.
Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания.
З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова [2] считают, что вместе с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную производительную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд осложняется, возникает производство специальных предметов для детей [2]. Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно-двигательных и других координаций. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
Современная классификация детских игр подразумевает деление на три группы: игры, возникающие по инициативе детей; игры, возникающие по инициативе взрослого; народные игры.
Игры, возникающие по инициативе детей делятся на: игры – экспериментирования (игры с природными объектами, с игрушками, с животными) и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно - отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры).
К играм, возникающим по инициативе взрослого относятся: обучающие игры (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические и учебные).
Народные игры делятся наследующие группы:
- обрядовые игры (семейные, сезонные и культовые);
-тренинговые игры (интеллектуальные, сенсорномоторные и адаптивные);
- досуговые игры (игрища, тихие игры и игры-забавы).
Вывод. Культурное наследие любого народа передаётся из поколения в поколение, постепенно развивая и обогащая внутренний мир ребёнка. Трудно представить себе ребенка без игры, а существование культуры без игровых форм деятельности [3]. Характер многих детских игр имеет важнейшее значение для умственного и физического, художественного и нравственного воспитания. Познавательная деятельность ребенка формируется в развивающей игре. В играх с игрушками и разными предметами у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Сенсорное развитие и логическое мышление ребенка развивается в дидактической игре. Дидактические игры формируют у ребенка интерес к решению умственных задач. Подвижные игры соревновательного характера пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих [3]. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. : Питер, 2008. — 398 с. ;
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. – С. 12–62.;
3. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М. : Издат. центр «Академия», 2013. – 240 с. ;
4. Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. Алексеевна., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В. -Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» – Симферополь: Крымучпедгиз, 2004.-40 с. ;
5. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С. 7–8.;
6. Новоселова С. Л. (ред., Игра дошкольника - М. : Просвещение, 1989. — 286 с.