Шмелева Людмила
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Хлеб это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
Возраст детей: подготовительная группа (6 – 7 лет)
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта : сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта :
1. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
2. Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
3. Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
4. Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
5. Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
6. Продолжить знакомить с картинами известных художников;
7. Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
8. Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
9. Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
10. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
11. Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
12. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
1 этап.
Разработка проекта :
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с Интернет-ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова» :
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Хлеб делают из муки.
Муку делают из зерен.
Хлеб покупают в магазине.
Хлеб бывает белый, черный.
Что мы хотим узнать?
Когда появился хлеб?
Как раньше выращивали хлеб?
Как выращивают хлеб в наше время?
Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб?
Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб?
Как сделать тесто?
Что можно сделать из муки еще?
Почему говорят: Хлеб всему голова
Смогли бы вы прожить без хлеба?
Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе?
Как нам найти ответ?
Сходить на экскурсию
Спросить у родителей
Спросить у воспитателя
Провести опыт, получить муку
Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношение к хлебу.
2 этап:
Реализация проекта
Дата
Работа с детьми
Цель
Совершенствование предметно-развивающей среды
Работа с родителями
13 сентября 2021 г
Беседа «Откуда хлеб пришел на стол»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба, рассказать, сколько людей трудится, чтобы хлеб пришел в дом. Воспитывать бережное отношение к хлебу
Иллюстрации к дидактической игре «Что сделано из муки»
Пополнение аудиотеки песенками о хлебе
Пополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Пекарня»
Озвучивание темы и задач проекта.
Пальчиковая игра «Колосок»
Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Д/и «Что сделано из муки?»
Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
НОД по изобразительной деятельности «Хлеб всему голова»
Формировать навык рисования контура предмета простым карандашом; закреплять умение закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении);
продолжать учить задумывать содержание своего будущего рисунка; развивать воображение и самостоятельность;
воспитывать бережное отношение к хлебу
Чтение произведения «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке».
Познакомить с новым произведением, развивать память и речь. Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение
Сюжетно – ролевая игра «Пекарня»
Развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре друг с другом как с равным игровым партнёром; вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
14 сентября 2021г
Рассматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники, картин «Посев», «Уборка»
Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)
Пополнение видеотеки мультфильмом «Колосок»
Дидактическая игра «Логические цепочки»
Внесение колосков
Внесение иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники, картин «Посев», «Уборка»
Консультация для родителей «Расскажите детям о хлебе!»
НОД по познавательной деятельности «Откуда хлеб пришел»
Обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду
Чтение сказки «Крупеничка»
Познакомить с новым произведением, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Воспитывать уважение к русскому фольклору.
Заучивание Я. Аким «Хлеб ржаной»
Развивать память, речь. Воспитывать любовь к поэзии
Дидактическая игра «Логические цепочки»
Развивать логическое мышление, память.
Самостоятельная изобразительная деятельность «Каравай»
Закреплять умение закрашивать рисунок, не выходя за контур в одном направлении. Воспитывать аккуратность, усидчивость
Просмотр мультфильма «Колосок»
Закрепить представления детей о том, как получается хлеб, пирожки и т. д. Учить оценивать поступки персонажей, высказывать свое мнение.
Рассматривание колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие)
Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Подвижная игра: «Найди свой пряник».
Продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, быстроту реакции
15 сентября 2021г
Беседа: «Как мука получается»
Дать детям представление о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы.
Пополнение аудиотеки песней «Хлеб»
Пополнение видеотеки мультфильмом «История о девочке, которая наступила на хлеб»
Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить загадки и поговорки о хлебе
Дидактическая игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Развивать речь, память, логическое мышление
Прослушивание песни «Хлеб»
Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Воспитывать уважение к труду хлебороба, любовь к музыке.
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
Познакомить детей с содержанием сказки А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения.
Дидактическая игра «В какой сказке живет хлеб?»
Вспомнить с детьми сказки, в которых упоминается хлеб или хлебобулочные изделия, развивать память, речь
Просмотр мультфильма «История о девочке, которая наступила на хлеб»
Формировать на основе мультфильма нравственных качеств человека: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к труду, хлебу.
Инсценировка литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь»
Закрепить представления детей о выращивании хлеба, развивать творческие способности детей. Развивать активный словарь детей, коммуникативные способности детей.
Пальчиковая игра «Мельница»
Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Чтение произведения В. Крупин «Нынешний хлеб»
Познакомить с новым произведением, развивать память и речь, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
16 сентября 2021 г
Беседа «Берегите хлеб»
Уточнить и закрепить представления детей о происхождении хлеба, его ценности, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Внесение муки и соленого теста для экспериментирования
Внесение книги
М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Предложить родителям совместно с детьми сочинить сказку о хлебе и оформить книжку - малышку
Дидактическая игра «Отгадай загадку о хлебе».
Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.
Пальчиковая игра «Тесто»
Развивать логическое мышление, память
Опытно – экспериментальная деятельность «Эксперименты с мукой»
Познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память.
Дидактическая игра «Назови профессию»
Уточнить и закрепить знания детей о профессиях людей выращивающих и изготавливающих хлеб
Прослушивание песни «Хлебопек»
Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Воспитывать уважение к труду пекаря, любовь к музыке.
Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Познакомить с новым произведением, учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Просмотр мультфильма «Слово о хлебе»
Закрепить представления детей о том, как получается хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Словесная игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.
17 сентября 2021 г
Рассматривание и дегустации разных сортов хлеба
Закрепить представления о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная и т. д., что из разных сортов муки получается хлеб с разным цветом и вкусом.
Внесение различных сортов хлеба (пшеничный, ржаной и т. д.)
Предложить родителям совместно с детьми испечь хлебобулочные изделия на чаепитие.
Познавательно – исследовательская деятельность: Экскурсия на пекарню
Познакомить с трудом взрослых (пекарем) и технологией выпекания хлеба. Развивать наблюдательность, интерес к труду людей, работающих в пекарне. Формировать интерес к профессии пекаря, разъяснить детям значимость их труда. Воспитывать у детей правила поведения на улице и общественных местах
Пальчиковая игра «Пироги»
Развивать логическое мышление, память
Подвижная игра: «Собери калачи»
Развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.
Просмотр познавательного мультфильма о хлебе
Обобщить и закреплить знания детей о выращивании хлеба : последовательность работ, сельскохозяйственные орудия и машины.
Чтение произведения В. Крупин «Нынешний хлеб»
Познакомить с новым произведением. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
3 этап.
Заключительный
Развлечение «Хлеб – всему голова»