Получи документы

Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Южного Урала

Светлана Владимировна Никулина
Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Южного Урала

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Южного Урала» размещена в разделах

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Приобщение детей дошкольного возраста к истории родного края является необходимым и важным условием при формировании у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о традициях и праздниках, о промыслах и ремеслах, об особенностях природы, о малой родине и социокультурных ценностях ее народа, что в свою очередь способствует усвоению норм и ценностей, принятых в нашем обществе, а также формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к родному краю (ФГОС ДО) [1].

МДОУ «Д/с № 73» г. Магнитогорска уделяет внимание художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста через знакомство с культурой народов Южного Урала.

Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста эстетическую личность посредством знакомства с культурой народов Южного Урала.

На основе поставленной цели нами выдвигались следующие задачи:

1. Приобрести элементарные знания детей младшего дошкольного возраста о народных промыслах, о декоративно-прикладном искусстве Южного Урала.

2. Получить эстетические представления дошкольников об уральских произведениях искусства при их восприятии.

3. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона.

4. Создавать условия для творческого саморазвития дошкольников в процессе разнообразных видов художественной деятельности [2].

В МДОУ «Д/с № 73» г. Магнитогорска для художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста создаётся благоприятная развивающая среда.

Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, в групповой комнате необходимо разместить предметы декоративно-прикладного искусства Урала : фигурное чугунное литьё, роспись по металлу, изделия камнерезного искусства, расписные уральские доски, ложки, изделия из уральского фарфора, вышивку и др. [4].

Художественно-эстетическому развитию младших дошкольников способствует место для работы. Предлагаемый в процессе занятия материал должен соответствовать возрастным возможностям ребёнка и быть разнообразным.

В ходе изучения темы «Каслинское литьё» дошкольники выполняют перила, решётки, посредством выкладывания нитки на пластилиновой основе.

При изучении темы «Камни Южного Урала» с детьми младшей группы можно расписать камни пластилином, гуашью. Другой вариант расписать бумагу в техники набрызга, далее можно вырезать любой силуэт. Рисование узора камня техникой монотипии, на мятой бумаге.

В аппликации можно использовать технику мозаики.

Для приобретения навыков выполнения простейшего графического элемента росписи травного мазка, необходимо кисть поставить вертикально. С начала нужно поставить только кончик кисти и постепенно опустить её до конца бумаги. Затем кисть быстро отрывают, чтобы получился мазок в виде капельки.

При украшении изделий детям младшего дошкольного возраста будут доступны такие элементы как «змейка», «ягодка».

При выполнении элемента «змейка» дети берут кисть с краской, ставят её вертикально широкой плоскостью к себе и выполняют шажки. Для этого нужно вести на себя то один, то другой край кисти. В зависимости от величины шага получается разный рисунок змейки.

Элемент «змейка» можно дополнить ещё одним движением: шагая левым краем кисти – плавно вести ее влево; шагая правым краем – плавно ведите ее вправо. В зависимости от величины шага и от величины движения кисти в сторону получится множество вариантов элемента.

Мотив «ягодка» напоминает подмалевок в городецкой росписи. Нужно набрать на кисть краску одного цвета, уложить ворс лопаточкой. Поставьте кисть вертикально к листу бумаги и, вращая ее в пальцах, описать круг.

Эффективным приемом в этой работе будет использование и игр-упражнений разного назначения («Найди уральскую роспись», «Третий лишний», «Уральская роспись» по типу разрезных картинок, «Найди по схеме», «Найди по росписи схему», «Веселые - грустные мотивы» и др.).

В процессе непосредственной образовательной деятельности необходимо использовать наглядные средства – это может быть как готовый образец, так и фотография. Хорошо подготовить презентацию, которая позволит наглядно показать изделие, поделку, особенности её изготовления.

В работе по ознакомлению дошкольников с народными промыслами в первую очередь необходимо воспитателю знать историю и технологию того или иного народного промысла.

После выполнения изделий, все детские работы размещаются в специально отведённом месте в групповой комнате. Помимо выставки детских работ, следует организовать «мини – мастерскую», где могут находиться вариативные поделки, отличающиеся особенностями модели, сборки или разнообразием использованных в работе материалов, динамические образцы [3].

В процессе непосредственной образовательной деятельности лучше использовать синтез регионального художественного слова и музыки (народных песен, попевок, инструментальной музыки). Особенно значимым для активизации творческой художественной деятельности дошкольников является включение в содержание занятий традиционных для уральских праздников хороводов, подвижных игр, развлечений.

Педагогическое общение, взаимодействие с детьми должно быть активизирующим и обогащающим мотивы их деятельности, изменяющимся по содержанию в зависимости от степени самостоятельности.

Список использованных источников

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https:// минобрнауки. рф. pdf

2. Бутенко Н. В. Декоративно-прикладное искусство Урала как культурное средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://cyberleninka.ru

3. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/ Составитель С. Н. Обухова. – Челябинск, 2012. – 75 с.

4. Шабалина, Н. М. Традиционные народные промыслы как основа развития художественной промышленности в XX веке: региональный аспект изучения в науке и образовании // I Международный конгресс традиционной художественной культуры : проблемы фундаментальных исследований народного искусства. - Ханты Мансийск, 2013. - С. 511-516.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через игровую деятельность Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве,.

План самообразования «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47 «Энже бортеге» г. Альметьевска».

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС» Подготовила:.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме»Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Коллективная аппликация «Рыбки в аквариуме» Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Коллективная аппликация "Рыбки в аквариуме" (подготовительная к школе группа). В соответствии.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к миру искусства Мы можем смотреть прекрасную картину, любоваться статуей, восхищаться гениальным творением зодчего. Но конечная цель общения с произведениями.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии Жиркова Лилия Ивановна, физинструктор МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №15 “Кэнчээри” с. Сайылык, Кобяйский Улус, Республика.

Презентация «Растения Южного Урала» Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды.

Проект «Народы Южного Урала»Проект «Народы Южного Урала» Выполнила: Шаипова А. В МКДОУ «Детский сад №2l» г. Пласта Вид проекта: Познавательно-творческий Продолжительность проекта: долгосрочный.

«Осенняя корзина». Художественно-эстетическое развитие в контексте экологического воспитания дошкольников 4–5 лет Тема: «Осенняя корзина». Художественно – эстетическое развитие в контексте экологического воспитания дошкольников 4-5 лет. Цель: Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Южного Урала
Опубликовано: 28 января 2019 в 10:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД