Получи документы

Игра-драматизация как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Елена Путринскас
Игра-драматизация как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств являются игры драматизации.

Публикация «Игра-драматизация как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игры-драматизации – это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

В возрасте старше 3-х лет ребенок уже начинает мыслить не только с помощью предметов, но и образов, представлений. Однако познавательная активность по-прежнему сосредоточена на предметах, окружающих ребенка. Мышление, внимание и память все еще непроизвольны. Несколько изменяется тип общения, оно становится ситуативно-деловым. Ребенок тянется к взрослому, ему нравится совместная со старшими деятельность. Речь продолжает формироваться, поэтому не стоит ждать от детей 3-4 лет развернутых ответов на вопросы, свободного владения ролью во время инсценировок.

Возможности младшего дошкольника еще достаточно малы, но драматизация, основанная на игре, позволит постепенно развивать познавательные и творческие способности ребенка.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно.

В игре - драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Игра-драматизация имеет определенную последовательность, которая выражается в следующих этапах:

• игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

• игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

• игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

• игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»);

• однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель;

• игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;

• ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Три медведя»);

• инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»);

• однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка»).

Реализация названных этапов работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

При организации драматизации используются специфические методы по организации игр – драматизаций:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

В играх-драматизациях дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги. Игра приобретает особо яркую эмоциональную окраску, если заранее подготовлены соответствующие декорации, маски, костюмы или хотя бы детали их. Игра-драматизация может проводиться и с куклами из детского театра. Такие игры развивают интерес ребенка к книге, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Материалом для игр-драматизаций для детей младшего дошкольного возраста могут служить такие сказки, как «Мойдодыр» К. Чуковского, русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Перчатки» С. Маршака.

Особое внимание следует уделить подготовке к игре-драматизации. Необходимо учесть индивидуальные особенности детей, их активность, раскрепощенность или, наоборот, застенчивость, скромность, уровень владения речью и т. д. Это поможет скорректировать сценарий драматизации, например, сократить какие-то реплики персонажей, а также распределить роли.

На примере сказки «Колобок», покажем какую предварительную работу можно провести с детьми:

• Чтение сказки и ее обсуждение с детьми.

• Показ настольного театра по сказке «КОЛОБОК»

• Рассматривание иллюстраций к сказке.

• Проведение дидактической игры «Расскажи сказку по картинкам»

• Пение песенки КОЛОБКА.

• На занятиях по лепке и в повседневной жизни лепили КОЛОБКА.

• На занятиях по рисованию и в повседневной жизни рисовали КОЛОБКА.

• Имитирование и подражание героям сказки (заяц – прыгает, говорит высоким голосом; волк - передвигается большими прыжками и говорит грубым и страшным голосом; медведь-ходит переваливаясь с ноги на ногу, говорит низким голосом растягивая слова; лиса-говорит тоненько, ласково, заискивающе, ходит мелкими шагами, крутит «хвостом».)

Это лишь некоторые моменты, на которых хотелось обратить внимание. Подготовка к игре-драматизации с конкретными детьми всегда будет отличаться индивидуальными особенностями. Драматизация сказок с младшими дошкольниками требует тщательной подготовки, однако такая работа вызывает интерес детей, развивает их познавательную, двигательную, речевую и творческую активность.

Игры-драматизации можно использовать как средство успешного развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог. Диалог, прежде всего, возникает при свободном речевом общении, является базой для обогащения словаря детей. Во время диалога происходит развития соответствующее возрасту произносимых и грамматических навыков, приобретаются навыки связной речи. Существуют различные способы развития диалогической речи, которые используются воспитателем. Среди таковых можно выделить беседу, чтение литературных произведений, словесные поручения, речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалога, разнообразные игры (словесно-дидактические, подвижные, игры инсценировки, игры-драматизации, театральные сценки и т. д. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.

Игра-драматизация является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. В играх-драматизациях дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, с увлечением изображают действующих лиц сказок, их характерные движения, ведут диалоги.

Игра-драматизация – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности.

Для написания статьи была использована следующая литература:

• Артемова, Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» / Москвва, Просвещение, 1991.

• Бочкарева, Л. П. «Театрально-игровая деятельность дошкольников» / Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

• Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» / СПб: СОЮЗ, 2007.

• Выготский, Л. С. «Мышление и речь» /Москва, Лабиринт, 1999.

• Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Ребенок в детском саду. 2001, №2.

• Лапутина, О. С. «Развитие творчества в играх-драматизациях: руководство Играми детей в дошкольных учреждениях» Москва, Просвещение, 1986.

• Маханева, М. «Театрализованная деятельность», Дошкольное воспитание. 1999, №11.

• Рубенок, Е. «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»/ Дошкольное воспитание, 1983, №2.

• Флёрина, Е. А. «Живое слово в дошкольном учреждении» [Текст], хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Москва, «Академия», 2000.

• Чурилова, Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников «Москва, ВЛАДОС, 2000.

• Щёткин, А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Москва,Мозаика – Синтез, 2008.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2023 в 15:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-драматизация как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Путринскас (УИ 2051020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД