Яна Кищенко
Игра — форма организации детской жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам - игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Игровая деятельность направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Публикация «Игра — форма организации детской жизни» размещена в разделах
-развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
- формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Игры используются в образовательной деятельности, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. И. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребё нка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, её развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дети усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы в последствии. В основе игровой деятельности лежит, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередное, среди
которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в её проникновении в различные виды деятельности (труд, учёба, быт).
Условно игры можно разделить на две основные группы; сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно печатные, музыкально - дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Сюжетно-ролевые это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры забавы, развлечения.
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно - развивающая игра. Главное назначение этой игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребёнок пробует себя в разных ролях. Он передаёт внутреннее состояние того, кого в данный момент изображает. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.
Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся эти отношения
В самостоятельных детских играх часто недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, мы должны научить ребёнка способам её построения, которые последовательно усложняются:
- условно-предметный способ – в раннем возрасте;
- ролевой – в среднем;
- сюжетосложение - в старшем.
Если образы ориентированы на передачу общего способа игры всем детям определённого возраста, возможность реализации ребёнком своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развёртывании сюжета в большей мере, связан с организацией предметно - игровой среды.
Предметно-развивающая игровая среда анализируется с двух позиций:
1. использование детьми игровой среды в игре;
2. преобразование игровой среды.
В организованной игре в младшем и среднем возрасте дети используют готовую предметную среду, в старшем возрасте вносят небольшие преобразования через введение новых предметов.
В самостоятельной игре раскрываются возможности для преобразования готовой среды: дети создают новые постройки, вносят новые предметы, придумывают им не обычные функции, свойства.
В организованной игре предметов-заместителей используется больше, чем в самостоятельной, предпочтение отдаётся реальным игрушкам. Дети старшего возраста больше используют условных предметов в игре, дети младшего и среднего возраста заместителей почти не используют.
Можно сделать вывод:
- в самостоятельных играх уровень преобразования предметно-пространственной игровой среды выше, чем в организованной игре.
- недостаточное использование предметов заместителей в младшем и среднем возрасте. Рекомендации.
Для младшего и среднего возраста:
- вводить в игру предметы - заместители наряду с игрушками, а также необычные предметы, придавая им несвойственные функции (зонтик- ракета).
- в организованной игре продумывать среду, позволяющую детям моделировать игровые ситуации, среду с минимумом предметов (большинство из них заместители, которая побуждает к развитию сюжета, творчества;
- широко использовать непохожие предметы-заместители;
- планировать сочетание предметов для игры, что всегда побуждает к развитию новых сюжетов.
Рекомендации педагогам:
-широко использовать приёмы, направленные на обогащение игровой деятельности детей;
- осуществлять переход на этап совместного руководства игрой (когда педагог делит главные роли или передаёт их другим детям в течении игры);