Папки-передвижки

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Лилия Иванова
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста

ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. рlay) – один из видов активности человека и животных.

Игра – форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира.

Детская Игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Публикация «Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Игра изучается различными науками – историей культуры, этнографией, педагогикой, психологией, этологией и т. д. Специальное исследование Игры животных и человека впервые провел нем. ученый Карл Гроос, который отмечал упражняющую функцию Игры. По его данным, Игра возникает у тех животных, у которых инстинктивные формы поведения недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В Игре у этих животных происходит предварительное приспособление (предупражнение) инстинктов к будущим условиям борьбы за существование. Существенным дополнением к этой теории явилась работа К. Бюлера. Он считал, что стремление к И., повторению одних и тех же действий поддерживается функциональным удовольствием, получаемым от самой деятельности. Ф. Бойтендайк основные особенности Игры связывал с характерными чертами поведения, свойственными растущему организму: 1) ненаправленностью движений; 2) импульсивностью; 3) наличием аффективных связей с окружающими; 4) робостью, боязливостью и застенчивостью. Эти черты поведения ребенка при определенных условиях порождают Игру. Данные теории, несмотря на различия, отождествляют Игры. животных и человека.

Игра у животных – форма манипулятивной сенсорно-двигательной активности в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, с биологически нейтральными предметами или партнерами. В Игре у животных совершенствуются сенсорно-двигательные компоненты и координация основных видоспецифических актов поведения. Игра у животных распространена г. о. у высших млекопитающих, особенно у хищников и приматов. В своих высших формах Игра сочетается с ориентировочно-исследовательским поведением.

Большое внимание детской Игре уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления Игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие Игры в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная, анальная, фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в Игре. В связи с этим разработана и получила большое распространение игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).

Центральным вопросом теории детской Игры является вопрос об ее историческом происхождении. Необходимость исторического исследования для построения теории Игры отмечал Е. А. Аркин. Д. Б. Эльконин показал, что Игра, и прежде всего ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение Игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда, сделавших невозможным включение ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой Игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка.

В отечественной науке теорию Игры в аспекте выяснения ее соц. природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, Леонтьев, Эльконин, Н. Я. Михайленко и др. Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация Игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей Игры является роль. Кроме роли в структуру Игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли, игровое употребление предметов (замещение, отношения между детьми. В Игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в Игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в Игре отношения между взрослыми. Игра обычно носит групповой (совместный) характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В

Игре выделяются реальные отношения детей (между участниками Игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями). Игра проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная Игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит Игра сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется Игра с правилами — осуществляется переход от Игры с открытой ролью и скрытым правилом к Игре с открытым правилом и скрытой ролью. Михайленко выделяет 3 постепенно усложняющихся способа И. : 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в Игре; 2) ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

Дадим более подробную характеристику различных видов Игры у дошкольников. Ролевая Игра – основная форма Игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая Игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на др. предмет и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с др. детьми в соответствии с их ролями. Ролевая Игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процессе коллективной Игрой при реализации ее общего замысла. В ролевой Игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного возраста : развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие символической функции. Игра с правилами — вид групповой или парной Игрой, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к Игре с правилами подготавливается при проведении ролевых Игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы Игры с правилами носят сюжетный характер, напр. «кошки-мышки». Игра с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные Игры – двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.). Режиссерская Игра – вид индивидуальной Игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской Игре ребенок выполняет и функцию режиссера (удержание замысла Игры, и функцию актеров. Дидактическая Игра – вид Игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая Игра м. б. и ролевой, и Игрой с правилами. Дидактические Игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

С началом обучения в школе роль Игры в психическом развитии ребенка уменьшается, но и в этом возрасте значительное место занимают различные Игры с правилами – интеллектуальные и подвижные (спортивные). Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

Публикации по теме:

Игра как основной источник познанияИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника»Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника» Игра – Основной вид деятельности дошкольника Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая.

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.

Конспект основной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Зёрнышки для птичек» Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности. Задачи: 1. Учить пользоваться изобразительным материалом (краской, применять.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возрастаРазвивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста Дошкольное образовательное учреждение предлагает воспитанникам новые знания, интересные предметы, активное общение, различные виды детской.

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возрастаРоль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию выступление из опыта работы на районном методическом объединении «Роль.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2022 в 21:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД