МААМ-картинки

Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Татьяна Иванова
Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С давних времен человечество ищет ответ на вопросы о том, что такое память, что это явление представляет собой, каким же образом оно связано с формированием и развитием человека. Ученые, философы и писатели пытались разгадать феномен памяти и ее влияния на человеческую жизнь, становление и развитие человека.

Публикация «Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

В настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению о том, что же на самом деле представляет собой такое психическое явление как память, какие процессы и явления психики следует отнести к памяти, а какие нет. Также не удалось до сих пор вывести единое научное определение памяти.

В древнегреческой мифологии с памятью связана река Лета. Согласно представлениям древних греков, эта река протекала в подземном царстве мертвых. С тех древних времен до нас дошло крылатое выражение «кануть в Лету», что означает «исчезнуть из памяти, забыться». Олицетворением памяти считалась богиня Мнемозина. Отсюда и выражение «пить из источника Мнемозины».

Теперь попытаемся понять, что же такое память, что она представляет собой и какую роль играет в формировании личности индивида, в становлении и развитии человеческой психики. Для начала попробуем дать определение этому психическому процессу. Память – это способность человека воспринимать, накапливать и в дальнейшем применять информацию об окружающем мире и от деятельности человека, полученную в течение длительного промежутка времени.

И. В. Стародубцева и Т. П. Завьялова в учебнике «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» дают следующее определение памяти : «Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта».

Стародубцева и Завьялова выделяют следующие виды памяти : по содержанию психической активности, по продолжительности сохранения материала, по степени волевой регуляции. В свою очередь эти три вида памяти также разделяются на подвиды.

По содержанию психической активности память подразделяют на двигательную, образную, эмоциональную и словесно – логическую. По продолжительности сохранения материала – на долговременную, кратковременную и оперативную. По степени волевой регуляции – на непроизвольную и произвольную [с. 33, 2].

Процессы памяти особо важную роль играют во время подготовки спортсменов. С технической подготовкой связаны двигательные представления. Представления – это образы восприятия предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения [с. 34, 2]. Движение является неотъемлемой частью развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Двигательная память занимает особое место в развитии дошкольника. Благодаря высокому уровню ее развития дети 6 – 7 лет осваивают довольно сложные движения, выполняют их быстро, точно и с меньшим напряжением, чем в более раннем возрасте, гибко изменяют освоенные действия [с. 35, 2]. Двигательная активность способствует развитию памяти старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст является одним из важных периодов жизни человека – происходит подготовка ребенка к школьному обучению. Наиболее ярко развиваются те психические функции, которые в дальнейшем помогут младшему школьнику в освоении навыков учебной деятельности.

В пять лет у ребенка происходит психомоторное развитие. Повышается выносливость, стабилизируется координация мелких движений и зрительного контроля. Дети начинают увлеченно играть. Игра приобретает более сложные формы: она становится сюжетно – ролевой, моделирующей и групповой. Речь активно используется для общения со сверстниками, что в свою очередь приводит к ее активному развитию. Переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению осуществляется за счет восприятия, которое становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Дети способны решать довольно сложные задачи при условии, что им дают возможность наблюдать доступные для их понимания факты. Они обобщают и классифицируют предметы по определенным признакам, устанавливают связи между ними. Память переходит от непроизвольного запоминания к сознательному. Рекомендуется развивать и смысловую память [с. 6 – 7, 1].

Ребенок шести лет является уже вполне сформировавшейся личностью с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение, как в детском коллективе, так и среди взрослых. Исходя из этого, строит линию поведения и формирует свое отношение к окружающим его людям.

К шести годам двигательная активность детей приобретает разнообразные формы. Ребенок сознательно относится к требованиям взрослых, при этом у него развивается способность понимать поставленную задачу и стремиться к достижению цели. Дошкольники по своей инициативе разучивают новые движения, пытаются освоить то, что плохо получается, проявляя удивительную настойчивость.

Особое значение приобретает воля – способность поступать так, как нужно, а не так, как хочется. В 6 – 7 лет ребенок проявляется активный интерес к информации, сохраняя все полученные ранее знания в памяти. Объем памяти увеличивается, внимание становится все больше произвольным, но еще непостоянным.

Дошкольники познают все в наглядно – действенном и наглядно – образном планах. Словесно – логическое мышление уступает образному, умственное развитие идет наряду с физическим и чувственным. Любые двигательные навыки стимулируют развитие интеллекта. Игра остается ведущим видом деятельности [с. 4 – 8, 3].

Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие упражнения как «Кто ушел?», «Запомни порядок» и «Запомни свое место». Рассмотрим более подробно специфику и содержание этих упражнений.

Упражнение «Кто ушел?» направлено на развитие памяти и внимания. Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий запоминает, кто за кем стоит, а затем отворачивается. В это время один из игроков выходит из зала. Водящий поворачивается и отгадывает, кого нет в шеренге [с. 38, 2].

Упражнение «Запомни порядок» также направлено на развитие памяти и внимания. Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий запоминает их порядок, а затем отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит [с. 37, 2].

Упражнение «Запомни свое место» направлено на развитие зрительной и моторной памяти, а также скоростных качеств. Участники ходят по кругу или в различных углах зала. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый возвращается на свое место [с.

41, 2].

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста происходит в игровой форме. Дети выполняют упражнения, развивая при этом различные виды памяти, такие как зрительная и моторная память. Наряду с памятью развивается внимание, которое неотрывно связано с процессом запоминания. Скоростные качества являются важной составляющей частью двигательной памяти. Движения помогают детям лучше усваивать и запоминать новую информацию, которая в дальнейшем служит основой формирования жизненного опыта человека.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 12:53
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Иванова (УИ 2008241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД