Оксана Семухина
Программа дополнительного образования «Игра на музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на развитие музыкальных способностей музыкально одарённых детей.
Актуальность
Актуальность выбранной темы считаю актуальной так, как обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношении, различают красоту звучания различных инструментов. У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма и движения. Детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Публикация «Программа дополнительного образования „Игра на музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Необходимость проведения кружка состоит в том, что помимо развития музыкальных способностей, мы развиваем коммуникативные навыки (потешки, стихи, пословицы, поговорки, познавательные (теоретические знания об инструментах, народный календарь, игровые (русские народные игры). Играя ансамблем, дети приобретают навыки социализации: навыки совместной игры, умение одновременно начинать и заканчивать игру, слушать при игре друг друга. Проблема отсутствия знаний в области народной культуры находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без знаний о культуре своего народа не может развиваться и творить. В настоящее время педагоги отмечают, что развитие музыкальных способностей влияют на развитие восприятия, эмоциональной и коммуникативной сферы.
Педагогическая идея
Ведущий идеей опыта являются развивающие обучение на музыкальных инструментах через индивидуальный подход, способствующее развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми дошкольного возраста, также воспитанию у детей музыкальной культуры, эстетического воспитания как части их духовой культуры и гармонично развитой личности.
Отсюда вытекает цель опыта:
Создание дошкольного детского музыкального оркестра.
Программа кружка разработана в соответствии с современными требованиями. Основу данной программы составляет интеграция как форма взаимосвязи, которая охватывает все виды детского творчества. Важным моментом в организации кружкового занятия является создание мотивации. Именно игровой момент позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение задания стало интересным и увлекательным.
Цель: формировать и совершенствовать умения и навыки игры на музыкальных инструментах через вовлечение их в музыкальную деятельность и игру.
Задачи:
1. последовательно знакомить детей с инструментами русского народного оркестра; различать красоту звучания музыкальных инструментов;
2. Развивать интерес к игре в оркестре;
3. Воспитывать навыки народной культуры, приобщать к народному творчеству через вовлечение в игру; расширять знания народных поговорок, пословиц, примет, игр;
4. Развитие моторных способностей через овладение народными инструментами, влияющих на психофизические функции ребёнка;
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации музыкального мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.
Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих является то, что ведущим видом деятельности является игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребёнка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.
Режим занятия: «Занятия» проводятся 2 раза в месяц, в пятницу, по 25 минут.
Возраст вхождения в кружковые занятия: с 5-6 лет.
Особенности вхождения: учитывается желание родителей и детей.
Форма проведения занятия: подгрупповая в составе до 10 человек, индивидуальная.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ
Результат Способы проверки
В области музыки
Дети должны знать:
- основные названия инструментов народного оркестра;
- внешний вид инструмента;
- различать звук в звучании оркестра. Тесты, диагностические методики А. И. Булычёва.
Дети должны уметь:
- иметь навык правильного звукоизвлечения;
-играть в ансамбле : своевременно вступать и заканчивать игру;
- передавать правильно ритмический рисунок;
- пользоваться музыкальными инструментами, бережно относиться к ним. Анализ игры индивидуальной и в ансамбле.
В психике и личности ребёнка
Положительная динамика развития моторики, познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления) Тесты развития С. В. Лесиной.
Формы подведения итогов – выступление на концертах, праздниках в детском саду.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Название этапов Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вхождение 1 1
2 Познавательный 2 1,5 0,5
3 Дидактическая игра 3 0,5 2,5
4 Практический 8 1 7
5 Завершающий 2 2
Итого
16
4
12
Структура кружкового занятия включает в себя следующие этапы реализации:
I – вхождение в занятие:
II – познавательная часть.
III – дидактическая игра для развития музыкальных способностей.
VI – практический этап (игра на инструменте).
V – завершающий:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вхождение в занятие
Теоретическая часть
1. Скороговорка;
2. Стихотворение «Дудка», «Скрипка» Эди Огнецвет,
3. Беседа;
4. Загадка;
5.
Познавательная часть
Теоретическая часть
1. Беседа,
2. Работа с наглядными пособиями,
3. Просмотр видео и аудиоинформации,
Практическая часть
1. Техника игры на инструменте
Дидактическая игра
Теоретическая часть
1. Объяснение правил игры.
Практическая часть
1. «К нам гости пришли», «Определи инструмент», «Оркестр», «Гроза», «Кошка Мурка и музыкальные игрушки», «Музыкальные загадки» и т. д.
Игра на инструментах
Теоретический этап
1. Объяснение правил игры
Практический этап
1. «Мы идём с флажками», «Лесенка», «Я на горку шла», «Праздничный марш с барабаном», «Сулико», «Ах вы, сени» и т. д.
Завершающий
Практический этап
1. Скороговорки,
2. Игры «Вот так», «Золото хоронить», «Дрема», «В догонялки», «В медведя» и т. д.
3. Шутки-балагурки.
4. Приметы месяца, пословицы, поговорки, скороговорки.
Месяц Тема Содержание занятия. Цели. Компонент ДОУ Сопутствующие формы работы
Сентябрь Занятие 1.
Детские музыкальные инструменты. Знакомство. Познакомить с детскими музыкальными инструментами : ложки, трещотки, треугольник, колотушка, бубенцы, музыкальные молоточки, колокольчики, металлофон. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов
Чтение художественной литературы,
Слушание
Коммуникация
Занятие 2.
«Попевка «Мы идем с флажками»
Е. Тиличеевой. Ударные инструменты. Познакомить с попевкой. Учить правильно передавать на металлофоне ритмический рисунок попевки. Развить чувство ансамбля. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Октябрь Занятие 3.
«Лесенка» Е. Тиличеевой.
«Звенящий треугольник» Р. Рустамова. Духовые инструменты. Учить передавать поступенное движение вверх и вниз. Различать высоту звуков. Осваивать приемы правильного звукоизвлечения.
Развивать чувство ритма. Осваивать приемы игры на треугольнике. Правильно передавать ритмический рисунок. Закреплять навыки совместной игры в ансамбле. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 4.
Русская народная песня «Я на горку шла». Струнные инструменты. Точно передавать ритмический рисунок пьесы на различных музыкальных инструментах. Осваивать навыки совместной игры. Активизировать самостоятельную деятельность. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Ноябрь Занятие 5.
«Праздничный детский марш с барабаном» Е. Тиличеевой. Страна музыкальных инструментов. Познакомить с маршем, раскрыть его характер. Передать правильно ритмический рисунок на барабане. Учить играть в ансамбле. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 6.
«Марш с барабаном» Е. Тиличеевой. Скрипка. Закреплять умение детей играть в ансамбле. Одновременно начинать и заканчивать игру. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Декабрь Занятие 7.
«Марш с барабаном» Е. Тиличеевой. Гусли. Развивать у детей ритмический слух. Развивать творчество детей. Активизировать их самостоятельные действия. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 8.
Грузинская народная песня «Сулико» обр. Р. Рустамова. Домра. Осваивать навыки игры на бубне. Точно передавать ритмический рисунок. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Январь Занятие 9.
Грузинская народная песня «Сулико». Балалайка. Учить детей играть ансамблем. Осваивать приемы правильного звукоизвлечения.
Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 10.
Груз. н. п. «Сулико». Гитара. Играть ансамблем. Закреплять умение детей одновременно начинать и заканчивать игру. Развивать самостоятельность. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов
Февраль Занятие 11.
Русская народная песня «Ах, вы сени» обр. Агафонникова. Бубен. Музыкальные молоточки. Осваивать навыки игры на ложках, трещотках, бубне. Осваивать приемы правильного звукоизвлечения. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 12.
Р. н. п. «Ах, вы сени». Ложки. Продолжать учить детей играть в ансамбле. Работа над партиями. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Март Занятие 13.
Р. н. п. «Ах. Вы сени». Барабан. Осваивать навыки совместной игры. Учить вовремя начинать и заканчивать свою партию, точно передавая ритмический рисунок. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 14.
Русская народная песня «Во саду ли в огороде». Рожок. Жалейка. Обучать детей игре на инструментах : металлофоне, треугольнике, бубне, погремушке. Разучивание партий. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Апрель Занятие 15.
Р. н. п. «Во саду ли в огороде». Флейта. Учить правильно передавать ритмический рисунок, развивая ритмический слух детей. Учить вовремя начинать и заканчивать свою партию. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Занятие 16.
Р. н. п. «Во саду ли в огороде». Гармонь. Учить слушать при игре друг друга. Развивать чувство ансамбля, самостоятельность детей. Обобщающее. Экскурсии в СДК,
Посещение концертов Коммуникация
Слушание
Игровая
Слушание
Познавательная
Формы занятий:
o Беседа,
o Игра,
o Посиделки,
o Концерт,
o Праздник.
Приё мы и методы:
• Словесный
• Практический
• Наглядный
• Работа с книгой
• Видеометод
• Проблемный
• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Материально-техническое оснащение:
• Светлое помещение с естественным освещением,
• Столы и стулья для детей
• Стол для педагога.
• Мольберт
• Аудиозаписи произведений.
• Наглядные пособия
• Магнитофон.
• Компьютер,
• Игрушки,
Перспективность
Ближайшей перспективой своей педагогической деятельности я вижу разработку собственных подходов к развитию познавательной активности обучающихся через увеличение и совершенствования на музыкальных инструментах в детском оркестре.
Литература
1. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
2. Н. А. Ветлучина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
3. М. Б. Запецина «Музыкальное воспитание в детском саду»
4. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду».
5. Л. Н. Комисарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
6. Н. А. Ветлучина
А. В. Конеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»
Перспективность
Ближайшей перспективой своей педагогической деятельности я вижу разработку собственных подходов к развитию познавательной активности обучающихся через увеличение и совершенствования на музыкальных инструментах в детском оркестре.