Татьяна Киреева
Игра — основной вид деятельности в достижении результатов в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
С введением нового Закона РФ «Об образовании»», ФГОС с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры еще больше возрастает. Посещая дошкольные образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвовать в социально-коммуникативной, речевой, физической, познавательной, художественно- эстетической деятельности. Ребенок в дошкольном учреждении развивается, проживая очень значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. При организации воспитательно-образовательного процесса детского сада в современных условиях основными ориентирами выступают: благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах ДОО; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение. Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания ее значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений. Главная особенность в организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Ключевая установка Стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Через игру ребенок открывает удивительный мир, его разнообразие и богатство. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир взрослых взаимоотношений. Его основная потребность - жить вместе с окружающими людьми. Реализация этой потребности происходит в игре.
Публикация «Игра — основной вид деятельности в достижении результатов в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
В последние годы для игры настали «трудные времена». Дети практически не играют. А «не наигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы, быстро утрачивают интерес к школе. Одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» модели Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, воспитательно- образовательный процесс, ребенок, инновационная деятельность. Играя, ребенок открывает удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: усваивает способы поведения, культурные нормы и учится их воспроизводить, что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически. Дошкольный возраст особен тем, что ребенок осваивает мир взрослых взаимоотношений. Его основная потребность - жить вместе с окружающими людьми той реальной жизнью, которую он видит вокруг. Реализация этой потребности происходит в игре. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения занятий, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Игры делятся на: - сюжетно-ролевые игры; - подвижные игры; - театрализованные игры; - дидактические игры. Задачи игровой деятельности: - развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр; - развивать инициативу, организаторские способности; - воспитывать умение действовать в команде. Большое внимание в современном дошкольном воспитании отводится компьютерным играм. У современных детей неотъемлемой частью жизни является телевидение, компьютеры, телефоны. Они свободно владеют разнообразной техникой, быстрее усваивают нововведения. Но, нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, дети не заигрались, чтобы продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями. Дети дошкольного возраста непосредственны, активны, но познавать могут только то, что им действительно интересно. А интересно не может быть по расписанию, не может быть, только когда этого захотел взрослый. Одна из ключевых задач для педагога дошкольного образования- побуждение интереса детей к творчеству через организацию совместной деятельности педагога с детьми: - с одним ребенком; - с подгруппой детей; - с целой группой. Выбор количества детей зависит от: - возрастных индивидуальных особенностей детей; - вида деятельности; - их интереса к данному занятию; - сложности материала.
На музыкальных занятиях под руководством музыкального руководителя используются музыкально - дидактические игры и сюжетно - подвижные, т. е. игры с правилами во всех возрастных группах.
Игры с правилами отличаются содержанием, Специально разработанными взрослыми, и четко игровыми правилами. В каждой из них заранее установлена определенная последовательность действий, ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры имеют сюжет, а значит, роли которые необходимо сыграть.
Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмором. Эти игры способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости и ловкости.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальны мониторинга способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии игровых технологий на воспитательно - образовательный процесс.
Необходимо помнить, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходят самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон об образовании РФ
2. Воспитание детей в игре. /Сост. Бондаренко С. М. - М. : 1983.
3. Играют взрослые и дети: из опыта работы ДОУ России/ сост. Т. Н. Доронова. - М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2010.
4. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», - М. : «Просвещение», 1982.