Евгения Плужникова
Игровое логопедическое пособие
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу представить вашему вниманию логопедическую игровую полянку «Раз словечко, два словечко – будет сказочка».
Целью данного пособия является развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности детей с соблюдением фонетической правильности речи.
Публикация «Игровое логопедическое пособие» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир. Так как у детей с нарушениями речи наблюдается низкая речевая активность, низкая мотивация к желанию говорить, все речевые ситуации лучше организовывать с использованием игровых персонажей. Так дети лучше раскрепощаются, им становится интересно говорить от имени персонажа сказки.
Почему я именно так назвала своё пособие? Потому что постепенно, с помощью озвучивания игровых персонажей, дети учатся звукоподражанию, а затем, словечко за словечком, самостоятельному рассказыванию сказок, потешек. Коммуникативные действия детей опосредованы через ведущую деятельность – игровую.
На одной полянке, меняя персонажи, литературные жанры можно вести работу над речью с детьми разного возраста и речевого нарушения.
На первых этапах работы я даю образец правильной речи при проговаривании потешек, сказок и показываю, как нужно оперировать с предметами. В дальнейшем, дети самостоятельно оперируют с персонажами и оречевляют их действия.
Так, например, с детьми младшего возраста, с помощью пластилиновых фигур, можно отрабатывать произношение глассных звуков, подготавливая тем самым органы речевого аппарата к произнесению свистящих и шипящих звуков. Сначала мы знакомимся с персонажами. Задаю вопросы: Покажи лягушку…слона…бегемота.
Кто улыбается? Кто открыл ротик? Кто тянет хобот?
Дети играют с пластилиновыми фигурками. Затем начинаю работу над звукопроизношением.
Например, при произнесении звука «И» органы артикуляции занимают сходное положение, как и при произнесении звуков «С», «З», «Ц». Здесь будет полезным такое упражнение.
- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! «А»
(Ребенок держит фигуру бегемотика и длительно произносит звук «АААА»)
- Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! «И»
(Ребенок держит фигуру лягушки и длительно произносит звук «ИИИ»)
- Подражаю я слону, губки хоботом тяну! «У»
(Ребенок держит фигуру слона и длительно произносит звук «УУУ»)
Затем дети сами, без помощи взрослого берут в руки фигуры, оперируют с ними и произносят звуки.
Для закрепления согласных звуков, таких как [м], [н], [к], [б], [т] можно обыграть с детьми сказку «Девочка Маша и ее друзья». На начальных этапах так же знакомимся с персонажами, а дети повторяют звукоподражания «гав-гав», «мяу-мяу», «кря-кря». Вместе мы придумываем сказку про этих героев. Работа проводится индивидуально, дети не слышат друг друга. Поэтому у каждого ребёнка получается своя сказка.
С детьми среднего возраста можно разыграть потешку, с целью закрепления часто нарушаемых в этом возрасте звуков [з], [ц], [с] и для развития направленной воздушной струи.
Например: (Артем)
На лугу паслась корова (Му -му)
Полосатый шмель летел (З-З-З)
Летний ветерок подул (Ф-ф-ф)
Колокольчик зазвенел (динь-динь)
Стрекотал в траве кузнечик (тр-р, тц-с-с)
Ёж колючий пробежал (пх-пх-пх)
птичка маленькая пела (тиль-тиль)
И сердитый жук жужжал (ж-ж)
В старшем возрасте с целью дифференциации свистящих звуков можно использовать игру – драмматизацию «Волк и Лиса». В данной игре дети помимо закрепления звуков в речи учатся доброжелательно общаться с собеседником, задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщать полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать свой текст.
В изготовлении игровых персонажей активное участие принимали дети.
В процессе самостоятельной деятельности с данным пособием у детей появляется инициатива и речевое творчество в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.