МААМ-картинки

Игровое пространство ребёнка с ООП

Екатерина Николаевна Рябушкина
Игровое пространство ребёнка с ООП

Ребёнок с ООП – понятие более широкое, чем ребёнок с ОВЗ, поскольку включает не только детей с психофизическими нарушениями, но и детей, не имеющих таковых (одарённые дети, дети лишённые привычной социо-культурной среды). Этот термин отражает понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются закрепившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Публикация «Игровое пространство ребёнка с ООП» размещена в разделах

Понятно, что несмотря на общие принципы в подходе к организации игрового пространства для детей с ООП, существует идеальная игровая среда для каждой категории детей. Ведь эта среда должна быть нацелена на максимально эффективное решение задач развития, воспитания и обучения конкретного ребёнка. Но так же понятно, что среда эта не может быть статичной, она должна меняться вместе с детьми (и соответственно возрасту, и соответственно уровню развития, и соответственно степени нарушения).

Нас, в первую очередь волнуют дети с нарушениями психо-физического развития, а именно, дети с ЗПР, которые в большинстве своём имеют значительные трудности в освоении игры. Они не в состоянии развернуть предложенную взрослым «игру», не видят сверстников, как возможных компаньонов. Зато часто ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами, процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет одни и тот же игровой процесс : снимает и одевает на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достает и ставит на место посуду при этом игровой замысел отсутствует.

Большинство детей с ЗПР 4 лет, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так ребенок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, если появляется сюжет, он тяготеет к бытовой тематике. Ролевое поведение, если и появляется, отличается импульсивностью и кратковременностью.

Кукла не вызывает адекватных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам - животным дети с задержкой психического развития редко проявляют эмоциональную заинтересованность, могут играть с ними как с кубиками и машинками, могут пробовать на вкус, облизывать. Это может быть связано как с глубоким интеллектуальным нарушением, так и с отсутствием опыта. Без специального обучения такие дети не способны перейти к сюжетно-ролевой игре, не могут свернуть игровые действия во внутренний план, не могут придерживаться задуманного игрового сюжета.

Игра является мощнейшим механизмом развития ребёнка, способным помочь в преодолении многих трудностей, формирующим личность, передающим опыт поколений, обеспечивающим принятие морали и нравственных категорий общества, в котором ребёнку предстоит найти своё место. Поэтому потребность в обучении игре для детей с задержкой психического развития становится одной из основных. А значит и создание игрового пространства для освоения игры занимает центральное место в работе педагогов.

ФГОС ДО достаточно хорошо представляет требования к принципам и особенностям организации всего предметно-развивающего пространства, избегая жёстких требований, поскольку одним из них является гибкость и приспособляемость этой среды для каждой группы детей.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Но создать условия - мало, главное в том, что развивающая игровая среда в детском саду не может существовать помимо педагога. Дети с ЗПР не способны самостоятельно научиться играть даже в самых чудесных условиях. А это, в свою очередь, предъявляет ряд требований к личности этого педагога.

Он должен отлично знать специфику психо-физических нарушений, свойственных категории детей, составляющих группу, понимать структуру особых потребностей каждого воспитанника, контролировать динамику развития и менять наполняемость игровой среды с учётом вновь возникающих потребностей.

Знать определенное количество подвижных игр, уметь их организовать. Должен знать хороводные игры. Должен быть способен загадать некоторое количество загадок, рассказать несколько скороговорок. Иными словами, в арсенале педагога должен быть некоторый набор игр, которым он при необходимости сможет воспользоваться без подготовки. Такой педагог может своими умениями компенсировать даже недостатки бедной с точки зрения наличия игрушек среды. Потому что среда выстраивается вокруг такого педагога, изменяется его присутствием.

Таким образом хочется заключить: игровое пространство для детей, с ООП в особенности, это не обстановка в помещении, не количество и даже не качество игрушек, хотя с хорошо подобранными материалами, работать гораздо удобнее. Игровым, пространство становится тогда, когда в нём появляется субьект, способный это пространство преобразовывать, и пока ребёнок не готов делать это самостоятельно, эту роль должен играть взрослый. И мы считаем, нужно стремиться к тому, чтобы именно педагог стал игровым пространством для ребёнка, ведь именно его активная жизненная позиция, действенная заинтересованность миром, способна запустить дремлющую познавательную активность, которая в свою очередь сделает игру необходимой частью жизни каждого ребёнка. И, возможно, ребёнок сам сможет преобразовать окружающую действительность в своё игровое пространство. А это значит, что, повзрослев, он сможет играть выбранные социальные роли, не отходя от правил и сможет договариваться с партнёрами по "игре".

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Детский сад и школа — единое пространство развития ребёнка» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор.

Групповая арт-студия — пространство для проявления и развития у ребёнка способностей и творческих возможностей «Групповая АРТ- студия – пространство для проявления и развития у ребёнка повышенных способностей и реализации творческих возможностей».

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ООП ДО«Вдохновение» Александрова А. А. Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7» г. Шадринск «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии.

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с ФГОС до и ООП ДОдоо Наше учреждение реализует основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования СП д/с «Лучик» ГБОУ.

Детский сад — пространство, облагораживающее человека Быть благодарными нужно не только по отношению к людям, но и ко всему прекрасному, что вас окружает. Штундер М. П. С первых дней пребывания.

Карта освоения темы как промежуточный результат учета ООП ДО Разработка и использование карт освоения темы в дошкольном образовательном учреждении необходима, как промежуточный этап в системе учета.

Отчет по реализации ООП за 2017–2018 учебный год во второй младшей группе воспитателей Кумицкой Е. В и Студеникиной О. Н Состав группы 30 человек: 15 мальчиков и 15 девочек. Микроклимат в группе благополучный,.

Развивающее пространство средней группы Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Сказочно-игровое пространство «Фиолетовый Лес»Сказочно-игровое пространство «Фиолетовый Лес» Тема: «Сказочно-игровое пространство «Фиолетовый Лес». Лариса Гацко Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные.

Тезисы проекта «STIAM-пространство в ДОУ — единое образовательное пространство» Тезисы к выступлению на IX региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Ольга Печникова Современный мир.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровое пространство ребёнка с ООП
Опубликовано: 10 марта 2019 в 07:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД