Татьяна Чалышева
Игровое экспериментирование в средней группе «Волшебные стаканчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
расширить представления детей о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть, злость);
учить различать и называть пиктограммы эмоций;
активизировать в речи прилагательные; расширят словарный запас (восторженное, ли-кующее, счастливое, унылое, безрадостное, гневное, яростное, разгневанное, сердитое, сви-репое);
развивать внимание к эмоциональным переживаниям, творческие способности;
учить определять настроение музыки.
Материалы и оборудование:
Публикация «Игровое экспериментирование в средней группе „Волшебные стаканчики“» размещена в разделах
Пластиковые прозрачные стаканы с чистой водой, трубочки для коктейля, гуашь красная, желтая и черная, кисточки, блестящие мелкие звездочки-палетки или блестки, пик-тограммы базовых эмоций (удивление, радость, грусть, злость, страх, фонограммы музы-кальных произведений (Фредерик Шопен «Нежность», И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Осенняя песня», И. Брамс «Венгерский танец», Э. Григ «В пещере горного короля», Р. Шуман «Веселый крестьянин»).
Ход эксперимента:
На столах для каждого ребенка приготовлен набор для экспериментирования : про-зрачный стаканчик, трубочка, блестки, кисточка, желтая и красная гуашь, пиктограммы эмоций.
Воспитатель предлагает детям превратиться в волшебников : «Дети, вы хотите пре-вратиться в волшебников? Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка».
Звучит спокойная музыка (Фредерик Шопен «Нежность»)
Воспитатель: Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Прислушайтесь, и вы услышите музыку…
– Какое настроение вызывает эта музыка? (спокойное) Посмотрите друг на друга, за-гляните в глаза. Вы спокойны и вам хорошо.
– Но сегодня мы с вами волшебники и от того нам особенно радостно. Послушайте музыку (Звучит радостная музыка И. С. Баха «Шутка»)
– Какое настроение у вас возникает, когда вы слушаете эту музыку? (радостное, весе-лое, смешное) Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радост-ным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Воспитатель бросает блестки в стакан и трубочкой размешивает их.) Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Берите немного звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. (Дети выполняют задание) Смотрите, как весело сверкают звездочки! По-нюхайте, может водичка пахнет радостью? У вас получились замечательные салюты! Найдите карточку с тем настроением, которое у вас сейчас, покажите всем. (Спросить не-скольких детей, чтобы они с помощью прилагательного назвали свое настроение: прекрас-ное, радостное, восторженное, ликующее, счастливое и пр.)
– Но бывает, ребята, и так что кто-то или что-то может испортить нам настроение (Звучит печальная музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня», и тогда мысли наши непри-ятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, и наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Воспитатель опускает немного черной краски в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным, грустным, унылым, безрадостным. Покажите с помощью карточки, какое настроение сейчас в моем волшебном стакане. (По аналогии по-просить нескольких, но уже желательно других детей назвать это настроение.)
– Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ. (Дети называют спо-соб, бросая в стаканчик ведущего немного блёсток, например, похвалить человека, пода-рить что-то, обнять и пр.).
(Звучит радостная музыка И. Брамса «Венгерский танец»)
– Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям. По-слушайте, какая звучит музыка, какое у нее настроение? Эта та же радостная музыка, что мы уже слушали или другая? Как радость бывает разная, так и радостная музыка может быть разной.
– А случается и такое: кто то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испыты-вает злость, гнев. (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Ка-кого цвета стала вода? (Красная) Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злостью. (Воспитатель показывает, как сделать водово-рот: мешает трубочкой или выдувает воздух в воду, образуя пузыри.)
– Гнев, злость и ярость можно передать и с помощью музыки. Послушайте… (Гнев-ная музыка Э. Грига «В пещере горного короля») (Дети тоже создают в своих стаканчиках гневное настроение).
– Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? (Дети высказываются). Каждый человек когда-нибудь злится. Какую картинку мы подберем к этому настроению? Назовите его (гневное, злое, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое, недоброе).
– Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства?
(Звучит радостная мелодия Р. Шумана «Веселый крестьянин»)
Воспитатель показывает детям, как усмирить гнев в волшебном стаканчике, доба-вив желтой краски, можно получить теплое радостное солнечное настроение. Предлагая свой способ, дети опускают в стакан кисточку с желтой краской, символизирующей при-ятные эмоции. Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике.
Итак, сегодня мы с вами были волшебниками. Мы побывали в мире волшебных эмо-ций. У нас менялось настроение. Какое настроение мы с вами сегодня создавали? (спокой-ное, печальное и грустное, радостное и веселое, гневное и злое)