МААМ-картинки

Игровые микросоциумы как инструментарий развития и оценки технических способностей детей

Марина Александровна Лукомская
Игровые микросоциумы как инструментарий развития и оценки технических способностей детей

Новому поколению детей недостаточно находиться в среде, предложенной только взрослыми; они хотят активно участвовать в создании комфортной среды, отвечающей их значительно возросшим потребностям, для реализации которых теперь им нужна техносреда, цифровая среда, разные виды современных конструкторов, полифункциональные, легко трансформируемые модули.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра носит развёрнутый характер и обеспечивает «перетекание» одного игрового пространства в другое средствами конструирования. Мы знаем, насколько близки сюжетно-ролевые и конструктивные игры: их объединяет игровой замысел, заимствованный из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности.

Публикация «Игровые микросоциумы как инструментарий развития и оценки технических способностей детей» размещена в разделах

Знакомство с программой «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» (авторы Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.) привело нас к созданию новых условий для развития технического творчества детей во взаимосвязи с творческой игрой и естествознанием.

Важным значением для социализации ребенка, становления его как личности и формирования предпосылок к выбору определённой профессии в будущем обладают микросоциумы.

Микросоциумы – пространство игровой деятельности, созданное руками детей и объединенное общим сюжетом.

Для малышей пространство детской «кухни» или «спальни» – это маленький «микросоциум», который они выстраивают под свои незамысловатые игровые потребности. Дети подготовительной группы строят многоступенчатые игровые социальные микромиры. Это может быть деловой центр с парковками и зеленой зоной, завод с ландшафтным дизайном и сферой услуг на его территории: столовой, прачечной, гаражом со спецтехникой.

Причем, создавая завод, дети могут вначале и не предполагать, сколько отдельных микросоциумов будет на его территории. Все будет зависеть от желания детей, их социального опыта и воспитателя, ведь чем больше дети знают о заводе, который они строят, о смежных хозяйствах на его территории, тем более интересная и многофункциональная будет постройка.

Такие игровые микросоциумы могут разрастаться в высоту, в ширину, занимая большое пространство в группе, а также требуя много времени на их постройки и обыгрывания.

Для этого дети используют всё пространство группового помещения: модули для настольного конструирования, напольные конструкторы.

В результате взаимодействия в микросоциумах у детей расширяются и систематизируются представления о различных видах труда взрослых, о современных профессиях, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека, формируются представления о видах производственного труда.

Невозможно представить образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результата. Необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми. Работа по программе «От Фрё беля до робота: растим будущих инженеров» подтолкнула нас к разработке специального диагностического материала.

Нашим педагогическим коллективом была разработана авторская диагностика, включающая в себя индивидуальные карты уровня развития представлений и умений детей старшего дошкольного возраста в области технического творчества. Для оценки мы решили использовать микросоциумы.

Цель диагностики – выявление у воспитанников старшего дошкольного возраста уровня сформированности представлений и умений в области технического творчества.

Условия проведения диагностики: во время реализации технологии (этапов) непосредственно образовательной деятельности (НОД) с использованием конструкторов и образовательной робототехники, а также в процессе создания и обыгрывания детьми игровых микросоциумов.

Для определения уровня освоения воспитанниками сформированности представлений и умений в области технического творчества были установлены два критерия: развитие технологических умений и формирование представлений об инженерных специальностях.

При проведении диагностики мы используем такие методы, как наблюдение, диагностическое задание, анализ продукта детской деятельности.

Уровень развития технологических умений воспитанников мы можем увидеть с помощью совместной деятельности по созданию, конструированию моделей с использованием различных материалов. При создании микросоциумов ребенок осуществляет технический анализ, оценку постройки, использует результаты совместной деятельности. Это также является одним из показателей разработанной диагностики.

Следующий показатель нашей диагностики – степень участия воспитанников в создании предметно-пространственной техносреды группы и детского сада, в размещении созданных технических объектов. С помощью микросоциумов мы можем наблюдать, как ребенок использует созданные конструкции в совместной игровой деятельности с детьми и взрослыми.

При создании микросоциумов дети поэтапно разрабатывают «техническую документацию» : простейшие карты-схемы, графики, алгоритмы действий, заносят их в инженерную книгу, используют символьный материал. Это является обязательным этапом технологии.

Результаты педагогической диагностики используются для планирования мероприятий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Уникальность такой диагностики заключается в том, что педагог может увидеть уровень сформированности представлений и умений детей старшего дошкольного возраста в области технического творчества в естественных условиях. В процессе игры в самостоятельно созданном микросоциуме ребенок не замечает, что является объектом наблюдения педагога.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группыДидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими рукамиИгры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые микросоциумы как инструментарий развития и оценки технических способностей детей
Опубликовано: 18 мая 2022 в 09:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД