Получи документы

Игровые технологии для профилактики дислексии у детей с ОВЗ

Бабкова Ольга Сергеевна
Игровые технологии для профилактики дислексии у детей с ОВЗ

Игровые технологии для профилактики дислексии у детей с ОВЗ

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез.

Публикация «Игровые технологии для профилактики дислексии у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Анализ звукового состава слова, по определению Д. Б. Эльконина, это овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от дошкольника активности и сознательности.

Как же помочь малышу? В своей логопедической практике я широко применяются игровые технологии. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Начинаю работу с подготовительного этапа. На нем, одновременно с развитием слухового восприятия я использую игры и упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.

- Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.

- Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?

- Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?

- Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?

- Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.

- Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.

Работа на основном этапе направлена на формирование фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. Здесь я применяю разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.

Знакомство с графическим образом звука я провожу параллельно с закреплением звуко - буквенного анализа.

Свою работу начинаю с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом предлагаю ребенку и графическое изображение звука – букву. Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака.

В коррекционной работе мне помогают следующие игры и упражнения:

Определение наличия звука в слове

-Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …

- Магазин. Покупаем слова со звуком «С»

(сахар, сыр, капуста, сметана, масло)

Вычленение звука в начале слова

- Я знаю 5 слов на звук «С» :

слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.

- Буква потерялась.

.ыба (рыба, .от (кот, .кно (окно)

-Подарки на день рождения.

Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «М»

Вычленение звука в конце слова

-Поймай последний звук в ладошку.

Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?

- Звуковая цепочка.

Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные

-Подарки Маше и Мише.

Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло, а Мише на мягкий «Мь» (мяч)

Назови мягкую пару.

Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам

-Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…

Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками

- Определение количества слогов в слове

Встречу слово по дороге – разобью его на слоги.

Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.

Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры

-Полный звуковой анализ и синтез слов

Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох – ГНОМ

Таким образом, предложенные приемы работы помогут научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, формирует звуко – буквенный анализ и синтез, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Публикации по теме:

Игровые технологии, как основа развития детей дошкольного возраста В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Игровые технологии в ДОУ для ознакомления детей с ПДД. Игра «На дороге светофор» (средняя группа)Игровые технологии в ДОУ для ознакомления детей с ПДД. Игра «На дороге светофор» (средняя группа) гровые технологии в ДОУ. Тема: «На дороге светофор». Средняя группа. Дети от 4 до 5 лет. Цель: познакомить детей с элементарными правилами.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста. 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения.

Коррекционные технологии, как средство профилактики замкнутости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема проявления у детей дошкольного возраста эмоционально-личностных нарушений, в частности замкнутости, несмотря на достаточную изученность.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развивающие игры и игровые технологии В. В. Воскобовича в обучении детей Развивающие игры В. В. Воскобовича. 1 слайд: Немного истории. Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано.

Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Игровые технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии для профилактики дислексии у детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 15:16
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД