Папки-передвижки

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Вероника Ковалевская
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников актуальный вопрос современной педагогики. Доказано, что активное развитие интеллекта в дошкольный период повышает процент обучаемости детей в школе. Важен не только объем знаний, которыми владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а умеет ли он их получать, рассуждать, мыслить, делать выводы, понимать происходящие закономерности.

Публикация «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии. Поэтому важно направить усилия педагогов на поиски эффективных педагогических технологий для решения этих задач.

В дошкольном возрасте игра рассматривается как ведущая деятельность, ее развивающий потенциал заложен в самой природе игры.

Применение в работе с детьми игровых технологий способствует решению многих проблем связанных с интеллектуальным развитием дошкольников :

- игра дает толчок развитию познавательной активности детей, стимулирует их самостоятельную поисковую деятельность;

- исходя их характера игровых взаимоотношений, позиция взрослого и ребенка строится на партнерских началах;

- игра обогащает жизненный опыт детей;

- педагог не может предугадать ход игры, что требует от него гибкости мышления и готовности совместно с воспитанниками искать новые, нестандартные пути.

В настоящее время, для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, существует большое количество игровых технологий, рассмотрим самые популярные из них.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина направлена на развитие

интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. В процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина дети знакомятся с геометрическими фигурами и объемными телами, приобретают навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу, у детей развивается пространственное ориентирование и мышление, восприятие, внимание, память, воображение, формируются психологические предпосылки для овладения исследовательской деятельности.

Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный

простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи.

Далее рассмотрим педагогическую технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей авторами, которой выступают: В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая

Отличительными особенностями развивающих игр Воскобовича выступает их многофункциональность, широкий возрастной диапазон участников игр, сказочная «огранка», творческий потенциал, конструктивные элементы. Применение в работе данной технологии способствует развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового, умения наблюдать, исследовать окружающий мир, развивает воображение, креативное мышление, математические и речевые умения.

Технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Дошкольников привлекает сказочный сюжет игр, а это и дополнительная мотивация для продуктивной деятельности, осуществляемой в «зоне ближайшего развития».

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, поможет педагогам научить детей классифицировать предметы и объекты окружающего их мира, нестандартно мыслить, находить новые решения проблем. В решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа, поэтому у детей развивается гибкость мышления и фантазия.

В основу данной педагогической технологии заложены следующие методы и приемы: игры «Да–Нет», метод «Круги Луллия», метод «Морфологический анализ»,, модель «Элемент – Имя признака – Значение признака», метод «Системный оператор», методика работы с именами признаков «Метод фокальных объектов», техника сужения поля поиска решения проблемы, приемы формирования чувствительности к противоречиям, метод синектики, типовые приемы фантазирования (ТПФ).

Не менее эффективным, в интеллектуальном развитии дошкольников, являются логические блоки, которые разработал венгерский психолог и

математик Дьенеш.

Игры – занятия с блоками Дьенеша владеют большими развивающими возможностями, они позволяют ребенку освоить способы действий, которые необходимы для формирования у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, умение проявлять инициативу и настойчивость в достижении цели.

Дидактическое пособие «Логические блоки» представляет собой 48 объёмных геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется по четырем признакам: цвет, форма, размер и толщина. В процессе игр с блоками Дьенеша у ребенка формируются все важные мыслительные умения и познавательные процессы, которые составляют основу для математического развития.

Игровая технология «Палочки Кюизенера» предполагает использование счетных палочек. Цветные палочки представляют собой многофункциональное математическое пособие, которое позволит педагогу сформировать у ребенка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. В процессе игры с цветными палочками, у ребенка развивается творческий потенциал, фантазия и воображение, познавательная активность, мелкая моторика рук, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, восприятие, комбинаторные и конструктивные способности.

Игровые технологии являются основой для интеллектуального развития детей дошкольного возраста и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В процессе интеллектуальных игр дети считают, складывают, вычитают, решают разного рода развивающие математические задачи, формирующие определенные логические операции, что является основой для развития интеллекта ребенка.

Библиографическое описание:

1. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича : вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие / Л. С. Выгодский. – Москва: Союз-Видео, 1997. – 96 с.

3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: учебное пособие / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 86 с.

4. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

5. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е. И. Касаткина // Управление ДОУ. - 2012. - № 5. – С. 79-81

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возрастаСценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальный конкурс «Умка». Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста,.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2023 в 11:07
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД