Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ

ольга заверкина
Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Заверкина Ольга Сергеевна, воспитатель

Григорьева Марина Владимировна, воспитатель

Адаптационныйпериод является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного для ребенка образа жизни, разлука с близкими и новый статус. Проблема адаптации усугубляется особенностями развития детей раннего возраста, незрелостью их нервной системы.

Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям. [2]

Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребенка.Отдельно в стандарте выделено: «уважение педагогов к их воспитанникам», и «образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия» (п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании»).

Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков. Это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. [1]

Так же, как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького ребенка характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна. [3]

Поэтому очень важна профилактика эмоциональных расстройств, которую необходимо начинать как можно раньше, а в условиях ДОУ - с детьми младшего дошкольного возраста.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ, является умение педагога грамотно организовать педагогический процесс.

У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.

Так еще Выготский Л. С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир. [4]

Таким образом,мы поставили перед собой цель: наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду посредством применения игровых технологий. Исходя из цели работы,поставили следующие задачи: подобрали игры, способствующие эффективному протеканию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада; разработали календарный план работы с детьми, родителями и педагогами; предоставили родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на успешную адаптацию.

Выстраивая систему работы по данной проблеме,определили основные направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Обязательным условием для решения данной задачи является создание необходимой предметно - пространственной развивающей среды. Нами был создан «Центр развивающих игр», где мы подобрали игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.Это игры: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, пальчиковый бассейн, массажные мячики.

2. Практико-развивающая работа с детьми.

Условно игры в адаптационныйпериод можно разделить на две группы:

1. Коммуникативные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная, умывальная комнаты).

Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:

1. вербальные

2. невербальные (невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей).

В своей работе мы активно использовали названные выше группы игр. Так,невербальные коммуникативные игры по характеру задач можно разделить на несколько групп:

• Общие хороводы «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.

• Игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры.

• Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку» направлены на более тесное невербальное сближение детей.

Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.

В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята», «Отгадаю, кто позвал».

Игры на освоение окружающей среды позволяют постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений с игровыми уголками, расположением игрушек в группе.Их также можно разделить на несколько подгрупп:

Игры – путешествия «Мы по комнате идем», «Поезд», «Мы гуляем» и. т д. Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Новая кукла», «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Где твой шкафчик?».

Отдельно хочется остановиться на играх с песком и тестом. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, также при действии с кусочком теста или песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность. Очень эффективна в процессе адаптации технология сказкотерапии. Оборудовали в группе уголок «уединения», где ребенок может уединиться. Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие.

3. Сотрудничество с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В родительском уголке помещали тематические рекомендации по адаптации: «7 правил адаптации», «В детский сад с улыбкой», «Адаптационный период в детском саду», «Советы психолога»;проводили консультации: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Как облегчить адаптацию ребенка к ДОУ», «Условия успешной адаптации».Подготовили и провели родительское собрание в форме семинара-практикума: «Адаптация – что это такое», подготовили родителям презентацию «Один день из жизни группы «Атлетики». Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, они охотно принимали участие в традиционных выставках детского сада. Я убеждена, что только в тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться положительных результатов в развитии детей.

В результате данной работы,мы заметили следующие улучшения в процессе привыкания детей к детскому саду: поведение основной группы детей стало спокойное, присутствует бодрое, веселое настроение, дети с охотой вступают в игру, интенсивно начали общаться друг с другом, ведут игру, с желанием идут на контакт с воспитателями, дневной сон нормализовался, аппетит у детей хороший, соответствующая возрасту прибавка в весе, в момент расставания и встреч с родителями дети не плачут (за редким исключением, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, приобретение новых умений и навыков,

Следовательно, необходимо продолжать начатую работу, а также искать новые формы и методы игровых технологий, которые будут способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Список библиографических ссылок

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Соколовская Н. В.Волгоград: «Учитель», 2008 г.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- Воронеж: Учитель, 2004

3. Заводчикова О. Г. Адаптация в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи.

Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2004

4. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ - М.: Айрис Пресс, 2005

Публикации по теме:

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии по теме «Корова»Игровые технологии по теме «Корова» 1. Театрализация песни «Кто пасется на лугу.» (см. видео)-"Далеко,далеко на лугу пасутся ко. " 2. Беседа с детьми по плану с использованием.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Математика
  • Цифры
Автор публикации:
Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 13:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День пауков на МААМ

Эти существа не вызывают умиления. Они ассоциируются с пыльными и серыми углами, в которых висит паутина. А также с желанием съесть весёлую и добрую Муху-Цокотуху. Но бояться пауков не нужно – это тоже...

29 октября. Всемирный день кроссвордиста

Любители популярной интеллектуальной головоломки сегодня отмечают свой праздник. Разгадывание кроссвордов  является настолько универсальной и полезной разминкой для ума, что подходит для интеллектуалов...


Горячие темочки