Лала Мехмановна
Игровые технологии как средство формирования познавательной активности у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Игровые технологии в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации 6
1.2. Особенности организации дидактических игр с дошкольниками 11
1.3. Использование игровых технологий в формировании познавательной активности 20
Выводы по главе 1 31
Публикация «Игровые технологии как средство формирования познавательной активности у детей старшего возраста» размещена в разделах
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГР НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ 33
2.1. Исследование влияния дидактической игры на обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительному искусству 33
2.2. Формирование познавательной активности старших дошкольников на основе игровых технологий в процессе изучения изобразительного искусства. 42
2.3 Анализ результатов исследования 45
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Приложение 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общеизвестно, что усвоение новых знаний наиболее успешно проходит в игре. Игра обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых. Игра для детей есть самая свободная, самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир. Ребенок и взрослый, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что учится. Для обучения через игру специально созданы дидактические игры. Они играют развивающую роль, то есть содействуют развитию умственных способностей, совершенствованию психических процессов. Дидактические игры для развития детей больше всего используются в дошкольном возрасте, так как игра – ведущий вид деятельности детей этого возраста.
Изобразительное искусство имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической форме. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования старший дошкольник : имеет первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии; знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством; владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании, а также в тех формах художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации) [Максаков, 2015, с. 52].
Исследователи детского изобразительного творчества (В. С. Мухина, Е. А. Флерина и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны [Киргизова, 2018]. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
Исследованием данной проблемы занимались следующие педагоги: О. С. Богданова, А. П. Ершова, В. П. Косоруков, Н. А. Ветлугина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. А. Баранов.
Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной организации.
Предмет исследования – развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности использования дидактических игр как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация содержательной изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста;
- разработка занятий с использованием дидактических игр.
Задачи исследования:
- изучить игровые технологии в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации;
- выявить особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- определить использование дидактических игр в развитии изобразительной деятельности;
- провести опытно-экспериментальное исследование по организации и проведению работы по выявлению влияния игр на ознакомление с изобразительным искусством.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ результатов эксперимента.
Апробация исследования: основные результаты и выводы по теме исследования были представлены на ХI Всероссийской научно-практической конференции «Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации» (Бирск, 2021).
База исследования: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.