Игровые упражнения для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями

Анжелика Алесенкова
Игровые упражнения для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями

ПЛАН:

1. Вступительная беседа

2. Упражнения на расслабление

3. Упражнения на выразительность жеста и передачу различных эмоциональных состояний

4. Упражнения на взаимодействие партнеров по общению

5. Список литературы

Цель: познакомить родителей с упражнениями на формирование коммуникативных умений и навыков, научить выполнять данные упражнения.

Сегодня я расскажу Вам об игровых упражнениях на формирование коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями. Речевые нарушения в значительной мере искажают процесс общения и социальной адаптации. Нарушения общения, наблюдаемые у детей с речевыми трудностями,прослеживаются на всех его уровнях: коммуникативном, перцептивном и интерактивном. Детям свойственно отсутствие зрительного контакта при взаимодействии, смысловой жестикуляции, передающей оттенки чувств. Анимичное лицо, скованное тело свидетельствуют о блокаде языка тела и связанных с этим трудностях вербализации и коммуникативного взаимодействия с партнером. Поэтому учитывая индивидуальность вашего ребенка неоходимо использовать упражнения.

Упражнения на расслабление.

Цель: восстановление чувственной ориентации в своем теле, обучение приемам расслабления.

Детей необходимо учить приемам саморегуляции и формировать мышечную свободу в общении. Спокойное состояние, необходимое для нормального дружеского общения с партнерами, обеспечивается общим мышечным расслаблением.

Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, снимает эмоциональное возбуждение у детей, их успокоению, организации. Дети лучше почувствуют расслабление, если сначала дать им ощутить напряжение этих мышц (сжать кулачки, поднять ноги ит. д.)

Затем сменить его расслаблением. (напряжение – кратковременное, расслабление – длительное).

Упражнения на выразительность жеста и передачу различных эмоциональных состояний.

Цель: актуализация невербальных выразительных средств общения, обогащения эмоционального опыта.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Жест, выразительность движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести свои мысли и чувства. Не умение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость затрудняют общение детей между собой и взрослыми. Не понимание другого – причина страха, отчужденности, враждебности.

Игровые упражнения: «Кто это?», «Карта настроения», «Заколдованный ребенок», Муз. игра «Чувства и музыка».

Взаимодействие партнеров по общению.

Цель: развитие взаимоотношений между партнерами по общению, взаимопонимания и способности к сопереживанию.

Понимание эмоционального состояния и поступков людей приводят к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания с ними, что создает условия для постепенного изменения соотношения диалогического и монологического общения в сторону первого.

Упражнения: «Разговор взглядов», «Зеркала», «Художник», «Маленький скульптор», «Подарки моим друзьям».

Список литературы:

1. Каминская Л. И., Никифорова Т. В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. –М.: Полиграф сервис, 1999. -172с.

2. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. –М. 1995.

3. Рождественская В. И., Павлова А. И. Игры и упражнения для исправления заикания. –М., 1978.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
  • Цифры
Автор публикации:
Игровые упражнения для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 10:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. День ткани на МААМ

Очередной тематический день предлагается посвятить изучению незаменимого и многообразного материала, который окружает нас всюду. Это ткань. Приглашаем вас поделиться опытом интересных занятий с детьми,...

19 октября. Всемирный день балета

Сегодня все артисты и поклонники балета отмечают международный праздник, посвященный этому красивому виду сценического искусства.  Во Всемирный день балета проходят интернет-трансляции с репетиционных...


Горячие темочки