Лучший педагог года

Игры геометрические фигуры

Фарида Гусарова
Игры геометрические фигуры

1. Назови одним словом

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные тре-угольники и т. д.).

Публикация «Игры геометрические фигуры» размещена в разделах

Содержание игры : Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изобра-жением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

2. Подбери по величине

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигу-ры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры : Педагог кла-дет на стол два круга. Около боль-шого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с не-большой группой детей (6-7 чел.).

3. Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».

Содержание игры : Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).

4. Подбери подходящее

Цель: Развитие умения сравни-вать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему при-знаку.

Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.

Содержание игры : Перед ребен-ком выкладываются три карточки с изображенными на них геометриче-скими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ре-бенка – подобрать четвертую кар-точку с подходящей геометриче-ской фигурой.

5. Что подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Материал: Четыре четырехуголь-ника, три треугольника, цифры «3», «4».

Содержание игры : Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четы-рехугольника, у каждого по четыре угла).

6. Раздели фигуры

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10».

Содержание игры : Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к со-ставляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).

7. Раздели на группы

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифици-ровать фигуры по двум основаниям (цвет, размер, умение соотносить цифры с при-знаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.

Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый, два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».

Содержание игры : Детям задается во-прос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается за-дание – разделить все квадраты на группы. ( Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших крас-ных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадра-тов? Сосчитаем по порядку (первый, вто-рой).

9. Что изменилось?

Цель: Развитие внимание, наблю-дательности, памяти, самоконтроля.

Материал: Четыре больших квад-рата (три красных, один зеленый, два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.

Содержание игры : Педагог пред-лагает детям – вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зеленый. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2-3 квадрата. Задание направленно на развитие внимания, наблюдательности, памяти, само-контроля, а так же готовит детей к пониманию действия вычитания.

8. Посмотри и разложи

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника, цифры: «2», «5», «3»?

Содержание игры : Дается задание разделить на две группы ( по разным признакам: цвету и размеру – боль-шие желтые фигуры и маленькие зе-леные; по форме – круги и треуголь-ники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника). Сколько всего фигур? (Одиннадцать).

10. Куда отнести?

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три ма-леньких зеленых круга и три маленьких зе-леных треугольника, желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник.

Содержание игры : Фигуры разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предла-гая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически приходят к опре-делению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обыч-но говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

11. Что не подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.

Содержание игры : Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых од-на отличается от остальных по како-му-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.

12. Сложение и вычитание

Цель: Подводить детей к пониманию смысла действия сложения и вычитания.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три ма-леньких зеленых круга, три маленьких зеле-ных треугольника, цифры от «1» до «9», знаки «плюс», «минус».

Содержание игры : Педагог выкладывает перед детьми фигуры и спрашивает : что может означать запись «2+3»? Составляя различные группы, соответствующие этой записи, дети глубже осознают смысл дей-ствия сложения: два больших желтых круга и три маленьких зеленых круга, два боль-ших желтых круга и три больших желтых квадрата, два больших желтых круга и три маленьких зеленых треугольника. Что бы ни входило в группу, ее общая количественная характеристика постоянна, а символическая модель (2+3) отражает общее свойство всех составляемых групп независимо от формы и цвета ее объектов.

13. Подходящее к подходящему

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общий признак и разделять на группы по заданному признаку.

Материал: Набор из 24 карточек с изоб-ражением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.

Содержание игры : В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый мол-ча раскладывает карточки на группы по ка-кому-либо признаку (по форме, цвету, раз-меру). Разложив 8-12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки расклады-ваются по другому признаку.

14. Найди отличающуюся кар-точку

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, ориентироваться в различении признаков.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.

Содержание игры : Карточки делят поровну между играющими. Педагог выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Эта игра развивает не только восприятие формы, величины, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логич-ность и обоснованность мыслитель-ных действий.

15. Найди

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по за-данному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры : Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и фор-ме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

16. Цепочка

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры : От произвольно вы-бранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

• Чтобы рядом не было фигур одина-ковой формы (цвета, размера, толщины);

• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);

• Чтобы рядом были фигуры одинако-вые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

• Чтобы рядом были фигуры одинако-вого цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

17. Второй ряд

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры : Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

18. Домино

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры : Фигуры делятся по-ровну между участниками (не более 4 чело-век). Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропуска-ется. Ходить можно по-разному. Например:

Фигурами другого цвета (формы, размера);

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;

Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

• Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

• Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

19. Раздели фигуры

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифици-ровать фигуры по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Содержание игры : Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Ответить на вопросы:

Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

А у зайки? (Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому :

• Чтобы у мишки оказались все круглые фигуры;

• Чтоб зайцу достались все большие;

• Чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

20. Раздели фигуры 2

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, клас-сифицировать фигуры по двум признакам.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Содержание игры : Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры, а у зайки все квадратные.

После разделения фигур ответить на во-просы. Например: Какие фигуры достались только мишке? (Синие, квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигу-ры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому :

• Чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки – все большие;

• Чтобы мишке достались все маленькие, а зайке – все прямоугольные;

• Чтобы у мишки оказались не-круглые, а у зайки – все желтые.

21. Раздели фигуры 3

Цель: Развитие умения анализировать, вы-делять свойства фигур, классифицировать фигуры по трем признакам.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: Буратино, Незнайка, Че-бурашка.

Содержание игры : Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки все большие.

Вопросы:

• Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие).

• Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, круглые).

• Какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые).

• Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).

• Какие фигуры достались сразу и Бура-тино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые).

• Какие фигуры подошли сразу Не-знайке и Чебурашке? (Большие, желтые, не-круглые).

• А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).

22. Найди нужный блок

Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозна-чения свойств.

Содержание игры : Дети рассмат-ривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же бло-ки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

23. Найди нужный блок 2

Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрица-нием свойств.

Содержание игры : Дети рассмат-ривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

24. Угадай, какую фигуру я зага-дал

Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозна-чения свойств, карточки с отрицанием свойств.

Содержание игры : Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.

25. Дерево

Цель: Развитие умения анализировать, вы-делять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Содержание игры : На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего раз-ветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком. 26. Игра с одним обручем

Цель: Развитие умения разбивать мно-жество по одному свойству на два подмно-жества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры : Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа нахо-дится внутри обруча и вне его, устанавли-вают правила: например, располагать фигу-ры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После располо-жения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? ( Предполага-ется ответ: «вне обруча лежат все не крас-ные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки по-ложить внутри обруча, а какие вне.

27. Игра с двумя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры : перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2. после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

28. Игра с тремя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по трем совместимым свойством, производить логические операции «не» «и», «или», развитие доказательности мышления.

Материал: 3 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры : Педагог кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по от-ношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все квадратные, а внутри желтого – все большие. Какие блоки лежат:

• внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

• внутри красного и желтого, но вне си-него; внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

• внутри синего, но вне желтого и крас-ного обруча;внутри желтого, но вне красного и синего обруча;

• вне всех трех обручей?

29. Где чей дом?

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изобра-жением дорожек и домиков.

Содержание игры : Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Аналогично проводиться игра с таблицей № 2.

30. Помоги фигурам выбраться из леса

Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблица с изображением леса и дорожек.

Содержание игры : Перед детьми табли-ца № 3 (Приложение 8). На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам. Затем дети по оче-реди выводят каждую фигуру из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.

Публикации по теме:

«Объемные геометрические фигуры» Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Объемные геометрические фигуры». Задачи: • Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»Дидактическая игра «Геометрические фигуры» «Геометрические фигуры» Трапеция шестиугольник; Круг квадрат; Ромб треугольник; Прямоугольник овал. Материал: доска размером 27*27 ; 9 штук.

Конспект НОД по РЭМП «Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений.

Конспект образовательного мероприятия «Геометрические фигуры» Конспект образовательного мероприятия (занятия) «Формирование элементарных математических представлений" Тема: «Умная зарядка» Возрастная.

Лэпбук «Геометрические фигуры»Лэпбук «Геометрические фигуры» Цель - овладение детьми математическими способами познания, используя обучающие игры, повторение и закрепление изученного материала. Задачи:.

Мастер-класс игры «Геометрические фигуры»Мастер-класс игры «Геометрические фигуры» Сегодня я хочу поделиться с вами своей новой игрой под названием "Геометрические фигуры". На фото видно, что для игры нам нужна коробочка.

Фотоотчет открытого урока «Геометрические фигуры»Фотоотчет открытого урока «Геометрические фигуры» Администрация Городского округа Подольск. Комитет по образованию. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 "Светлячок".

Педагогический проект Тема: «Занимательные геометрические фигуры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 Муниципального образования Усть –Лабинский.

Конспект занятия «Геометрические фигуры» .

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры»Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» Задачи: упражнять в счете в пределах 7, учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в овощах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры геометрические фигуры
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД