Светлана Поздняк
Игры-головоломки, как средство интеллектуального развития дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, видов деятельности, личностного и интеллектуального потенциала.
Публикация «Игры-головоломки, как средство интеллектуального развития дошкольников,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Головоломки для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом. (2СЛАЙД)Игры-головоломки являются эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Они направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок учится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
(3СЛАЙД) С задачами, которые решаются при использовании в работе с детьми дошкольного возраста игр-головоломок, вы можете ознакомиться на слайде.
(4СЛАЙД) Я активно использую игры-головоломки в работе со своими воспитанниками, учитываю возрастные возможности дошкольников и задачи всестороннего развития и воспитания. Считаю целесообразным использовать их в утренние и вечерние часы. Это позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, занять детей, осуществлять свою работу как индивидуально, так и подгруппами до восьми человек. Развиваю два вида поисковых проб: практические (действия в перекладывании, подборе) и мыслительные (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения мои дети проявляют и догадку, приходят к правильному решению.
(5,6СЛАЙД) Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. Так в младшем возрасте я проводила подготовительную работу, предлагала дидактическую игру «Разрезные картинки», учила детей собирать простые фигуры. В игре «Составь геометрический узор» учила видоизменить, искать пути решения поставленной игровой задачи. Это, на мой взгляд, позволило ребятам понять ситуацию успеха, заинтересовать их.
(7СЛАЙД) Первые шаги в своей работе я начала с использования счетных палочек. Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. А еще развивают мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенным, усидчивым. Так же богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них моим ребятам нравилось составлять различные предметы из жизни, животных, птиц, даже маму и папу. А так же детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам.
(8СЛАЙД) Дети моей группы очень любят игру «Геометрическая мозаика». Эта игра учит ребенка ориентироваться среди геометрических форм, а так же воспитает усидчивость, будит тягу к знаниям и стимулирует познавательную активность. Развивает наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание. Формирует сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия. Развивает мелкую моторику. Эта игра детям понравилась тем, что можно самостоятельно составлять узоры, сортировать геометрические фигуры, раскладывать по цветам.
(9,10, СЛАЙД)В своей работе использую следующие игры – головоломки : «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Танграм», «Пентамино», «Сфинкс», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Лабиринты», кубики Никитина. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.
(11,12СЛАЙД)Больше всего ребятам нравится собирать «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамскую игру»,
(13 СЛАЙД)«Пентамино»
Представленная система работы по реализации комплекса развивающих игр в образовательном процессе детского сада позволяет мне:
- повысить уровень интеллектуального развития дошкольников;
- сформировать необходимые для дальнейшего обучения личностные качества;
- сформировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;
-обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС.
(14СЛАЙД)В подготовительной группе планирую использовать блоки Дьенеша.