Ольга Калашникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Игры и игрушки народов Ямала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
«Игры и игрушки народов Ямала»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с новыми национальными играми и игрушками Народов Севера.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы „Игры и игрушки народов Ямала“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Игры народов мира, разных стран
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
• Научить изготавливать ненецкую куклу «НУХУКО»
• Закрепить навыки работы с бумагой, с тканью.
• Углубить знания детей о родном крае, о коренных жителях Пуровского района, о жителях г. Тарко – Сале, о культуре и обычаях коренных народов Севера, о ненецких играх.
Развивающие задачи:
• Развивать у детей ловкость, смелость, быстроту движений, фантазию, внимание при проведении подвижных игр.
• Развивать мелкую моторику пальцев при работе с бумагой, с тканью.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю.
• Прививать уважительное отношение к людям, которые живут и трудятся на нашей земле.
• Воспитывать в детях аккуратность при изготовлении кукол.
• Воспитывать у детей умение играть дружно, соблюдая правила игры.
Предварительная работа:
1. Заучивания наизусть стихотворений о нашем крае, подготовка детей, которые знакомят с играми и игрушками народов Севера.
2. Рассматривание иллюстраций «Ямал – мой край родной».
3. Экскурсии в ЦДТиК с целью рассматривания экспонатов: национальных игрушек, домашней утварью, литературой авторов северного края. Дети через беседу с педагогом более глубоко узнают о жизни коренных народов Севера.
4. Словарная работа: пологий холм, сопка, коренные жители, сукно, нарты, евражки., ягель, россыпи яшмы, первозданно, чистейшая лазурь.
5. Беседа о Дне оленевода, рассматривание фотографий.
6. Разучивание подвижной игры «Полярная сова и евражки».
7. Слушание музыкальных произведений народов Севера.
8. Знакомство с устным народным творчеством.
Методы и приемы:
Вступительная беседа, художественное слово, беседа с хозяйкой чума, использование рефератов детей; демонстрация национальных игрушек; подвижные игры: «Важенка и оленята», «Полярная сова и евражки»; знакомство с ненецкими игрушками; самостоятельная работа девочек: изготовление кукол; ненецкие спортивные игры с мальчиками: перетягивание палки, прыжки через нарты; использование музыкального сопровождения; индивидуальная работа и дифференцированный подход; анализ занятия.
Словарная работа:
стойбище, жужалка – «ВЫВКО», кукла «НУХУКО», вертушка, «ПЕЧАК»
Закрепить значение слов: сукно, важенка, евражки.
Наглядный материал и пособия:
1. Игрушки ненецких детей: лук и стрелы, вертушка, жужалка, ненецкие куклы «НУХУКО».
2. Палка для перетягивания, бруски для перепрыгивания.
3. Атрибуты к подвижным играм: маска волка, маска совы, шапочки олених, оленят, мышей, бубен.
4. Национальные ненецкие костюмы.
5. Альбомный лист, три лоскутка ткани, шерстяная нить.
6. Музыкальное сопровождение: песни ненецких авторов (спокойного и живого характера)
7. Географическая карта России.
8. Сборник стихов, портрет А. Горяевой – жительницы г. Тарко-Сале.
Ход мероприятия:
(Начало занятия проходит в групповой комнате,
проводится воспитателем у географической карты)
Воспитатель :
- «Здравствуй, мой родной Ямал!
Земля, на которой снег блестит как хрусталь,
А летом заросли ягеля похожи на россыпи яшмы.
Небо, как чистейшая лазурь,
А озёра первозданно прозрачны.
Это – наша Родина! Это – наш Ямал».
С таких красивых слов мы начинаем беседу о нашем любимом крае. Ребята, а в каком краю мы с вами живем?
Дети: Мы живем на Севере
Воспитатель: О нашем чудесном крае сложено много стихов и песен, написано рассказов, а также народом сочинены сказки. Вы со многими произведениями знакомы. Может кто-то желает прочитать стихотворение про родной край или про город Тарко-Сале?
(Дети по желанию рассказывают 1-2 стихотворения)
Послушайте, какие красивые стихи о нашем крае написала Александра Горяева – жительница нашего города (читаю стихотворение)
Как белая оленья шкура,
Который век, который год,
Земля лежит огромной глыбой
У ледяных своих ворот.
Лежит огромной белой шкурой
И движется по ней зима,
И солнце зимнее присело
На край пологого холма.
Познакомьтесь с портретом Александры Горяевой. Мы его поместим в наш центр краеведения. В следующий раз я расскажу вам много интересного о ней и вечерами познакомимся с ее сборником стихов.
Ребята, а вы знаете, что по названию округа можно определить, какие коренные жители здесь издавна живут? Давайте попытаемся определить национальность коренных жителей.
Дети: ненцы
Воспитатель: А как вы определили?
Дети: Потому что наш округ называется Ямало-Ненецкий.
Воспитатель: Да, вы правы в том, что проживают на Ямале в основном ненцы, но вместе с ними проживают и другие национальности и тоже их можно назвать коренными, потому что родились и живут на Севере, это – ханты, красноселькупы, зыряне. И живут они большими семьями в стойбище.
А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может кто – то из вас объяснит значение этого слова?
(Если дети затрудняются, воспитатель дает объяснение слову «стойбище»)
Да, ребята, коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей – это и называют стойбище.
Ребята, я предлагаю отправиться в тундру в одно из стойбищ, и погостить в очень дружной ненецкой семье Айваседо.
Дети поднимаются в краеведческий центр,
подходят к чуму, где их встречает хозяйка чума - социальный педагог (может быть любой педагог)
Хозяйка чума:
– Здравствуйте дети! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости. Я познакомлю вас со своей семьей. Хозяин чума сейчас в тундре на охоте и мы ждем его возвращения.
Это мои дети: дочь – Недко и сынок – Язо. А теперь вы расскажите о себе, откуда пришли?
Дети: Мы пришли в гости из нашего любимого детского сада «Радуга», который расположен в г. Тарко-Сале Пуровского района.
Хозяйка чума:
А чем вы занимаетесь в детском саду?
Дети:
В детском саду мы учимся рисовать, танцевать, играем в разные подвижные игры, учим стихи и т. д.
Хозяйка чума:
– Ребята, я знаю, что у вас в группе много разных игр и игрушек, а мои дети сегодня вам покажут свои ненецкие игрушки и научат вас играть в национальные спортивные игры.
Мы с вами живем на Пуровской земле, и мне хочется, что бы вы тоже знали культуру, обычаи, традиции ненецкого народа. Мы должны любить свою землю и уважать людей, которые здесь живут. Недко, покажи, пожалуйста, детям свои игрушки.
(девочка в национальной одежде показывает свои игрушки)
Недко: Меня зовут Недко. А мою куклу зовут НУХУКО. Мы изготовили ее из утиного клювика. (демонстрация игрушки)
Как вы думаете эта кукла девочка или мальчик?
Дети: Это кукла – девочка.
Недко:А почему вы так думаете?
Дети: (размышления детей) Потому что она в ягушке… имеет косы…на голове платок…
Хозяйка чума: Правильно вы определили. Обратите внимание на ее платок. Он обильно украшен бисером и полосками сукна. Может кто-то вспомнит, что означает слово «сукно»?
(дети вспоминают, что это плотная ткань для изготовления ягушек, малиц, если дети затрудняются в ответе, Хозяйка чума показывает лоскуток ткани,
дает потрогать и закрепляет слово «сукно»)
Хозяйка чума: Ребята, вы запомнили, как зовут куклу?
(Дети отвечают хором, 2-3 ребенка индивидуально)
Хозяйка чума: Спасибо, Недко, ты очень интересно рассказала про игрушки, но я хочу еще добавить то, что головы кукол делаются действительно из клювов водоплавающих птиц, т. к. считается, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и являются чистыми и невинными.
Ненецкие куклы не имеют на лице изображений. У ненцев считается если игрушка с глазами останется без присмотра, то в нее вселится злой дух, и она превратится во вредное существо, которое называется «Печак».
Из маленького утиного клювика можно сделать куклу – младенца, из клювика побольше – можно сделать взрослую куколку.
(демонстрация кукол больших и маленьких)
Но обратите внимание, что клювики разной раскраски, - если клювик черный – это кукла – женщина, если клювик черный с желтой окраской – это мужчина, дедушка или бабушка.
Недко: Мои куклы всегда со мной. Если мы уезжаем в гости или переезжаем на летние стойбища, я беру их собой. У каждой девочки целая семья кукол «НУХУКО», поэтому куклы, как и люди, ходят в гости, охотятся, пасут оленей.
(дети подходят, рассматривают, трогают игрушки. В процессе рассматривания Хозяйка чума закрепляет слова «Нухуко» и «Печак», дети закрепляют значение этих слов и повторяют звучание хором и индивидуально)
Недко: Ребята, я хочу научить вас играть в мою любимую подвижную игру, которая называется «Важенки и оленята».
Хозяйка чума: Недко, можно я уточню с ребятами, кто такие важенки?
(детям слово знакомо из бесед, рассматривания иллюстраций, они дают объяснение слову «важенка», если дети затрудняются, то Хозяйка напоминает, что важенка - это олениха, мама олененка)
(Недко знакомит детей с правилами игры)
(приложение №2)
Недко: Ведущего я выберу с помощью коми - считалочки, которая называется «Прилетел к нам воробей», но, играя, особое внимание нужно обратить на повадки животных: важенки гордо держат голову и бегают, высоко поднимая колени. Кто играет роль Волка, изображает злость.
«Прилетел к нам воробей
И запел как соловей:
-Эй ты, птичка, не зевай,
Погостил и улетай»
(Подвижная игра «Важенки и оленята» 2 раза)
Хозяйка чума: Молодцы, ребята! Все были внимательны, и никто не попался волку.
А теперь мой сынок Язо познакомит вас с играми для мальчиков. Мальчики в тундре должны вырастать сильными, смелыми и ловкими.
Язо: Меня зовут Язо. Я очень люблю играть с друзьями. Когда на улице непогода, дождь, снег, буран мы с ребятами играем в чуме с игрушкой, которая называется жужжалка, а по- ненецки «ВЫВКО». Игра заключается в том, что концы ниток одеваются на пальцы и игрушка взмахом руки закручивается и издает определенный звук. Звук похож на завывание ветра. Ребята, послушайте, как в тундре завывает ветер.
(Демонстрация игрушки)
У ненцев есть такое поверье: с помощью «ВЫВКО» в жаркую погоду, в безветрие просить ветер, чтобы он пришел в стойбище и принес с собой прохладу. Сейчас каждый из вас попробует вызвать ветер, только напомните, пожалуйста, с помощью какой игрушки ненцы зазывают ветер в стойбище?
(С помощью жужалки. А по – ненецки она называется «ВЫВКО»)
Хозяйка чума закрепляет данное слово с детьми, имеющих проблемы
с произношением звука «ж»
Хозяйка чума: Ребята, когда Язо подрастет, папа изготовит ему игрушку, которая называется – ВЕРТУШКА. Вертушками можно играть только на улице. Такая игрушка раскручивается ладонью руки и запускается в воздух. У кого дальше и выше – тот выиграл.
(показ игрушки детям)
А вот следующая игра, называется «ЛУК И СТРЕЛЫ». Чтобы мальчики в тундре вырастали зоркими и отличными охотниками их с детства учат стрелять.
(показ игрушки детям)
Ребята, а сейчас давайте вспомним с какими игрушками вы познакомились?
(ответы детей: ненецкая кукла «НУХУКО», игры для мальчиков – жужалка, по – ненецки «ВЫВКО», вертушка, лук и стрелы)
Хозяйка чума: Спасибо вам Недко и Язо, вы много интересного рассказали ребятам, присаживайтесь к нам. Я, ребята, хочу вам рассказать о том, что в тундре у взрослых обязанности делятся на женские и мужские. Девочки, т. к. они будущие хозяюшки чума, рукодельничают, а мальчики играют в ненецкие спортивные игры. В них они становятся сильными, ловкими, смелыми, выносливыми, что очень необходимо будущим охотникам, рыбакам, оленеводам. Я предлагаю девочкам вместе с Недко и Еленой Александровной перейти в мастерскую, где научатся мастерить ненецких кукол, которые будут им напоминать о нашей встрече. (А)
Мальчики, т. к. они будущие охотники, оленеводы, рыбаки, останутся со мной и Язо, и будут играть в ненецкие спортивные игры. (Б)
А
(В мастерской дети и Недко с воспитателем мастерят ненецких кукол, объясняет воспитатель, а девочка Недко демонстрирует последовательность изготовления)
Воспитатель: Для изготовления ненецких кукол нам понадобится: альбомный лист, три лоскутка ткани (1 –белый лоскуток, 2 – цветных лоскутка, шерстяная нить.
(показ раздаточного материала, демонстрация готовой куклы)
Способ изготовления игрушки.
1. Из альбомного листа изготавливается гармошка, путем складывания листа вдоль.
(показ образца)
2. Гармошку перегибаем пополам – это туловище.
(показ образца)
3. Складываем белый лоскуток ткани уголок к уголку, кладем на него туловище, делаем голову.
(показ образца)
4. Цветной лоскуток складываем уголок к уголку – это косынка, кладем на нее готовое туловище с головой, заворачиваем.
(показ образца)
5. Второй цветной лоскуток будет сарафан, оборачиваем сарафаном нашу куклу.
(показ образца)
6. Обвязываем сарафан шерстяной нитью. Кукла готова.
(показ образца)
Самостоятельная работа детей.
(В мастерской звучит лирическая музыка народов Севера. Кто справился быстро и легко, воспитатель предлагает сделать дополнительную игрушку. Затрудняющимся детям – индивидуальный подход)
Воспитатель: Молодцы, девочки, вы настоящие мастерицы. А сейчас нам пора возвращаться в стойбище.
Б
(Пока девочки изготавливают кукол, мальчики состязаются в играх.
При состязательных играх звучит задорная музыка народов Севера)
Хозяйка чума:
- Мальчики, сегодня мы научим вас играть в ненецкие спортивные игры. Национальные игры ярко отражают трудовую жизнь взрослых. Это:
- прыжки через нарты;
- перетягивание палки.
Дети тундры вырастают ловкими, смелыми, сильными, зоркими, выдержанными и внимательными, а также и трудолюбивыми. Все это воспитывает у них любовь к родному краю. Язо, познакомь, пожалуйста, ребят с игрой.
Язо: Мальчики, я познакомлю вас с национальной ненецкой игрой «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ»
(Объяснение правил игры.
Хозяйка чума учитывает физические возможности детей.
Из этого складываются пары)
Сесть друг перед другом, немного согнув колени и опираясь ступнями в ступни соперника. Вытянув руки, взяться за палку так, чтобы она находилась между играющими на уровне глаз. Задача состоит в том, чтобы, оторвав соперника от земли перетянуть на свою сторону.
(закрепляются правила игры, игра «Перетяни палку»)
Хозяйка чума: А я познакомлю вас с распространенным видом состязаний – ПРЫЖКАМИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ.
Спортивное состязание «Прыжки через нарты»
Приложение № 1 Воспитатель учитывает состояние здоровья детей.
Выносливым детям разрешается повторить прыжки еще раз
Хозяйка чума: Молодцы, мальчики, вы показали свою выносливость, ловкость и прыгучесть. Я предлагаю играть в них в детском саду и познакомить с ними своих друзей.
(В стойбище возвращаются воспитатель с девочками, девочки показывают свои изделия, мальчики рассказывают в какие национальные игры играли)
Воспитатель: (обращается к Хозяйке чума и ее детям)
- Спасибо вам, что вы научили нас играть в ненецкие игры, познакомили с игрушками маленьких жителей тундры. В детском саду мы научились играть в подвижную игру «ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ». Нам бы хотелось в нее сейчас поиграть.
Хозяйка чума: А что означает слово «евражки» дети знают?
(дети дают объяснения слову «евражки» Это - мыши)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила игры.
(закрепляют правила игры)
Подвижная игра «Полярная сова и евражки» (2-3 раза.)
Приложение №2
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень ловкие и внимательные.
Хозяйка чума: Как хорошо, весело и интересно с вами, ребята. Вы очень любознательны, много знаете и многому научились сегодня. Понравились ли вам наши игры? А как они называются?
(подвижная ненецкая игра «Важенки и оленята», подвижная игра «Полярная сова и евражки»)
Как называется национальная ненецкая кукла?
(национальная ненецкая кукла называется «НУХУКО»)
Какие игры для мальчиков вам запомнились?
(игры для мальчиков: жужалка, по – ненецки «ВЫВКО», вертушка, лук и стрелы; перетягивание палки, прыжки через нарты)
Воспитатель: Спасибо вам за гостеприимство. Мы сегодня действительно много узнали об удивительной жизни ненецкого народа, об их традициях и культуре. Все, чему мы научились у вас, покажем нашим друзьям в детском саду и дома.
Хозяйка чума: Ребята, если вам будут интересно узнать еще больше о культуре коренных жителей нашего края, мы ждем вас в гости. А теперь, до свидания!
Приложение №1
Игры детей Крайнего Севера ярко отражают трудовую деятельность взрослых. Игры служат практическим задачам, они готовят детей с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В процессе игры дети воспроизводят то, что они видят в окружающей жизни, узнают из разных источников: рассказов родителей и старших товарищей. Дети тундры зорки, внимательны.
Игры народов Севера: перетягивание палки, прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, бросание маута и другие нацелены на расширение кругозора, воспитывают у детей силу, ловкость, смелость, трудолюбие, любовь к родному краю.
Подвижная игра «Прыжки через нарты»
Прыжки через нарты – широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего Севера, Азии, Европы, Америки. В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируются рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50см, ширина верхней части – 50см, нижней – 70см. Прыжки через нарты ставятся на ровной площадке поперек движению, на расстоянии 50см. друг от друга – в количестве 10 штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжка через последнюю нарту он прыжком поворачивается лицом к нартам и продолжает перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке.
Подвижная игра «Метание тынзяна на хорей»
Любой тундровик уже с детства знает, как непросто ловить бегущего оленя. Чтобы точно заарканить за ветвистые рога северного красавца, нужны крепкая рука и точный расчет. Ни то ни другое само по себе не приходит: тынзян послушен только умельцу, пролившему, прежде чем стать мастером, не один десяток литров трудового пота.
Вот лежат рога оленьи,
Заарканить их, как будто
Схватить солнышко петлею
За ветвистые рога.
Ямб – уда – длинная рука – так называют тундровики тынзян. Метание тынзяна на дальность – начальный этап тренировки, метание на хорей – завершающий. Хорей устанавливается в центре круга диаметром 15 метров вертикально. Метание производится с любой точки круга. Тынзян изготавливается из кожи оленя в сечении не более 7-6 мм, детский – диаметром около 5мм. На переднем конце тынзян имеет костяшку – сармик – с двумя отверстиями, через которые протянут сам тынзян, образующий петлю. Длина тынзяна не ограничена
Подвижная игра «Перетягивание палки»
Сесть друг перед другом, несколько согнув колени и упираясь ступнями в ступни соперника. Вытянув руки, взяться за палку так, чтобы она находилась между играющими на уровне глаз, -таково исходное положение. Задача соотоит в том, чтобы оторвав соперника от земли перетянуть на свою сторону.
Приложение № 2
Подвижная игра «Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие – евражки (мышки). Под тихие ритмические удары бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелился или стоит не столбиком, уводит с собой.
В заключении игры (после 3-6 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Цели игры:
Обучать детей играть в коллективные подвижные
игры.
Развивать ловкость, выдержку, фантазию.
Воспитывать дружеские отношения между детьми
Подвижная игра «Важенка и оленята»
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой. На слова ведущего:
- Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят мох, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.
Цели игры:
Обучать детей играть в коллективные подвижные игры.
Развивать ловкость, выдержку, фантазию.
Воспитывать дружеские отношения между детьми.