Елизавета Соловьёва
Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
"Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи"
Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы.
Публикация «Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал необходимо подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне с взрослыми.
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-настольно-печатные;
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.
Примеры дидактических игр
1. Если я…
Цель: развивать логическое мышление,
учить, грамматически правильно строить предложения.
-Если я полью цветы…
-Если я соберу свои игрушки.
-Если я выйду летом в пальто…
- Если я открою в ванной кран с горячей водой.
-Если я поеду в зоопарк…
Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».
2. Что бывает круглым?
Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.
-Что бывает круглым?
-Что бывает длинным?
-Что бывает высоким?
-Что бывает зеленым?
- Что бывает сладким?
-Что бывает горьким?
Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.
3. Кто больше?
Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.
Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.
К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
4. Говори наоборот.
Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.
Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:
-Веселый-грустный
-Быстрый-медленный
-Полный-худой
-Большой- маленький
-Тяжелый-легкий
-Мелкий-глубокий
-Умный-глупый
-Твердый- мягкий и т. д.
5. Кто как разговаривает?
Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.
Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
-Корова-мычит …-Овца-блеет
-Тигр-рычит …-Коза-мекает
-Змея-шипит …-Гусь-гагочет
-Комар – звенит…-Индюк-балбочет
-Собака – лает …-Лошадь-ржот
-Волк – воет …-Жук-жужжит … и т. д.
6. Кто мы?
Цель: расширять словарный запас детей.
-У мамы с папой (Сын, дочка.)
-У учителя (ученики.)
-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)
-В транспорте едете? (Пешеходы.)
-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)
-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)
7. Назови то же самое, но по-другому.
Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.
Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:
Смелый- храбрый, отважный.
Красивый- прекрасный, чудесный.
Большой-огромный, громадный.
Маленький-крошечный, малюсенький.
Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.
8. Кто, где живёт?
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Кто живёт в дупле? …-Белка.
Кто живёт в скворечнике? … -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? … -Птицы.
Кто живёт в будке? … -Собака.
Кто живёт в улье? … -Пчёлы
Кто живёт в норе? … -Лиса.
Кто живёт в логове? … -Волк.
Кто живёт в берлоге? … -Медведь и т. д.
9. Из чего сделано?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Сапоги из кожи-… Кожаные
Рукавички из меха-… Меховые
Таз из меди-… Медный
Ваза из хрусталя-… Хрустальная
Рукавички из шерсти- … Шерстяные и т. д.
10. Чья голова? Чьи уши? Чей хвост?
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
У рыси голова – рысья, рысьи,рысий;
У медведя – медвежья… У волка – …
У кошки – кошачья… У белки –…
У сороки – сорочья… У зайца – …
У лошади – лошадиная… У лисы – …
У орла – орлиная…
У верблюда – верблюжья… и т. д.
11. Игра: «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята… и т. д.
12. Игра: «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице… и т. д.
13. Весёлый счет до 5…
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Стол – один стол, два стола … пять столов
Слон – один слон, два слон … пять слонов
Журавль – один журавль, два журавля … пять журавлей
Лебедь – один лебедь, два лебедя …пять лебедей
Дерево – одно дерево, два дерева …пять деревьев
Шишка – одна шишка … пять шишек
Цыплёнок – один цыплёнок … пять цыплят
Заяц – один заяц … пять зайцев
Шапка – одна шапка … пять шапок
Банка – одна банка … пять банок и т. д.
14. Подбери словечко
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы
Снег – снежный, подснежник, снеговик…
Мороз – морозный, морозец, мороженное…
Зима – зимний, зимующие, зимородок…
Сад – садовый, садовник, садовые и т. д.
15. Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуб– жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой Сильный – слабым
Дом – кирпичём Взрослый –ребёнком
Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей и т. д.
16. Четвёртый лишний
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
– Голубой, красный, зелёный, спелый.
– Кабачок, огурец, тыква, лимон.
– Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
– Стол, ландыш, диван, кровать и т. д.
17. Назови одним словом.
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
– Картофель, капуста, помидор, огурец … ОВОЩИ
– Стол, шкаф, диван, кровать … МЕБЕЛЬ
– Чашка, кастрюля, ложка, тарелка … ПОСУДА
– Автобус, такси, газель, автомобиль …ТРАНСПОРТ
– Круг, овал, квадрат, треугольник … ФИГУРЫ
– Один, два, три, пять … ЦИФРЫ
– Кукла, машина, кубик, мячик … ИГРУШКИ
и т. д.
18. Животные и их детёныши
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок,
у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок,
у белки – бельчонок.
У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,
у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
и т. д.