МААМ-картинки

Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Елизавета Соловьёва
Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

"Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи"

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы.

Публикация «Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал необходимо подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне с взрослыми.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

-настольно-печатные;

-дидактические;

-подвижные игры;

-сюжетно – ролевые;

-компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

Примеры дидактических игр

1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление,

учить, грамматически правильно строить предложения.

-Если я полью цветы…

-Если я соберу свои игрушки.

-Если я выйду летом в пальто…

- Если я открою в ванной кран с горячей водой.

-Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

-Что бывает круглым?

-Что бывает длинным?

-Что бывает высоким?

-Что бывает зеленым?

- Что бывает сладким?

-Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

3. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:

-Веселый-грустный

-Быстрый-медленный

-Полный-худой

-Большой- маленький

-Тяжелый-легкий

-Мелкий-глубокий

-Умный-глупый

-Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговаривает?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:

-Корова-мычит …-Овца-блеет

-Тигр-рычит …-Коза-мекает

-Змея-шипит …-Гусь-гагочет

-Комар – звенит…-Индюк-балбочет

-Собака – лает …-Лошадь-ржот

-Волк – воет …-Жук-жужжит … и т. д.

6. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

-У мамы с папой (Сын, дочка.)

-У учителя (ученики.)

-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

-В транспорте едете? (Пешеходы.)

-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

8. Кто, где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Кто живёт в дупле? …-Белка.

Кто живёт в скворечнике? … -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? … -Птицы.

Кто живёт в будке? … -Собака.

Кто живёт в улье? … -Пчёлы

Кто живёт в норе? … -Лиса.

Кто живёт в логове? … -Волк.

Кто живёт в берлоге? … -Медведь и т. д.

9. Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Сапоги из кожи-… Кожаные

Рукавички из меха-… Меховые

Таз из меди-… Медный

Ваза из хрусталя-… Хрустальная

Рукавички из шерсти- … Шерстяные и т. д.

10. Чья голова? Чьи уши? Чей хвост?

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

У рыси голова – рысья, рысьи,рысий;

У медведя – медвежья… У волка – …

У кошки – кошачья… У белки –…

У сороки – сорочья… У зайца – …

У лошади – лошадиная… У лисы – …

У орла – орлиная…

У верблюда – верблюжья… и т. д.

11. Игра: «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята… и т. д.

12. Игра: «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице… и т. д.

13. Весёлый счет до 5…

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Стол – один стол, два стола … пять столов

Слон – один слон, два слон … пять слонов

Журавль – один журавль, два журавля … пять журавлей

Лебедь – один лебедь, два лебедя …пять лебедей

Дерево – одно дерево, два дерева …пять деревьев

Шишка – одна шишка … пять шишек

Цыплёнок – один цыплёнок … пять цыплят

Заяц – один заяц … пять зайцев

Шапка – одна шапка … пять шапок

Банка – одна банка … пять банок и т. д.

14. Подбери словечко

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы

Снег – снежный, подснежник, снеговик…

Мороз – морозный, морозец, мороженное…

Зима – зимний, зимующие, зимородок…

Сад – садовый, садовник, садовые и т. д.

15. Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуб– жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой Сильный – слабым

Дом – кирпичём Взрослый –ребёнком

Лягушка – головастиком

Бабочка – гусеницей и т. д.

16. Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

– Голубой, красный, зелёный, спелый.

– Кабачок, огурец, тыква, лимон.

– Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

– Стол, ландыш, диван, кровать и т. д.

17. Назови одним словом.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

– Картофель, капуста, помидор, огурец … ОВОЩИ

– Стол, шкаф, диван, кровать … МЕБЕЛЬ

– Чашка, кастрюля, ложка, тарелка … ПОСУДА

– Автобус, такси, газель, автомобиль …ТРАНСПОРТ

– Круг, овал, квадрат, треугольник … ФИГУРЫ

– Один, два, три, пять … ЦИФРЫ

– Кукла, машина, кубик, мячик … ИГРУШКИ

и т. д.

18. Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок,

у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок,

у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,

у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

и т. д.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 13:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД