Ольга Затонская
Игры на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной сферы обучающихся старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной сферы обучающихся старшего дошкольного возраста
Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Общение-это главное условие и основной способ жизни человека. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение со сверстниками это не только источник разнообразных впечатлений, но и условие формирования его личности. Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социально-эмоциональном развитии ребенка. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность межличностных отношений, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
Публикация «Игры на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной сферы обучающихся старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Описание игр
-Игра «Давайте поздороваемся».
Цель: установить контакт между участниками тренинга, создать благоприятную атмосферу в группе.
Ход игры : звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши 1раз, дети здороваются за руку, если 2 раза- плечиками, если 3 раза- спинками.
-Игра «Паровозик с именем»
Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование групповой сплоченности.
Ход игры : «сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик чух-чух-чух»- и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух»-и назовет свое имя и имя своего вагона. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети».
-Игра «Ласковое имя»
Цель: формирование положительных эмоций.
Ход игры : «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен».
-Упражнение «Прогулка в лес»
Ход игры : психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через пенечек, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам, наклоняются, собирая грибы, цветы, тянутся вверх за орехами.
-Упражнение «Росток»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения
Ход игры : «Представьте, что вы дружно посадили в лесу деревья. Покажите, как они будут расти. Я буду считать до 10, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 деревья становятся большими. В конце игры можно спросить, какие деревья посадил каждый ребенок.
-Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник»
Цель: развитие сплоченности, невербальных коммуникативных навыков
Ход игры : психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другими – «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом меняются ролями.
-Игра «Иголка и нитка»
Цель: развитие групповой сплоченности, формирование доверия друг к другу
Один из детей становится ведущим-«иголочкой», а все остальные «нитка». Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним. Ведущий меняется, игра повторяется (каждый ребенок должен побывать в роли иголки)
-Игра «Передай апельсин»
Цель: побуждает участников игры действовать слаженно
Ход игры : участники игры становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать следующему игроку.
-Игра-релаксация «Солнечный лучик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения
Ход игры : дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:- Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз- откройте глаза; коснулся лба- пошевелите бровями; коснулся носа- наморщите нос; коснулся губ- пошевелите губами; коснулся подбородка- подвигайте челюстью; коснулся плеч- приподнимите и опустите плечи; коснулся рук- потрясите руками; коснулся ног –лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.
-Игра «Комплименты»
Цель: формирование положительных эмоций, развитие коммуникативных навыков
Ход игры : дети, стоя в кругу обмениваются друг с другом комплиментами. Каждый ребенок должен побывать в роли говорящего и принимающего комплименты.
-Этюд «Встреча с другом»
Ход игры : мальчик расстался с другом на все лето. Его отправили к бабушке. Но вот однажды он вышел на улицу, а навстречу бежит его товарищ. Они обрадовались друг другу, улыбаются, обнимаются.
-Игра «Молекула»
Цель: формирование групповой сплоченности
Ход игры : дети хаотично двигаются по комнате. По команде психолога (хлопок и слово «молекула») дети образуют один общий кружок, тесно прижимаясь друг к другу. Игра проводится несколько раз.
-Игра «Мое настроение»
Ход игры : каждый участник говорит по кругу о том, какое у него настроение и на что оно похоже.
-Игра «Облака»
Ход игры : психолог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно….
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
-Игра «Улыбка»
Ход игры : дети становятся в круг, берутся за руки и делятся своей улыбкой.
-Игра «Маленькая птичка»
Ход игры : представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
-Игра «Назови соседа ласково»
Цель: формирование положительных эмоций
Ход игры : мы будем бросать друг другу мячик, при этом называя ласковым именем.
-Игра «Общий круг»
Цель: формирование положительных эмоций, способствует формированию доверия.
Ход игры : дети рассаживаются в круг, психолог говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед»(психолог смотрит в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он поздоровался со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
-Игра «Зевака»
Ход игры : дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу. Как только психолог говорит слово «Зевака», вы должны хлопнуть, повернуться вокруг себя и снова взяться за руки.
-Игра «Мой дружок»
Ход игры : дети по очереди составляют рассказ-описание о своем друге.
-Игра «Сидели два медведя»
Цель: формирование положительных эмоций, снятие напряжения
Ход игры : дети имитируют движения, сопровождающиеся словами: «Сидели два медведя на тоненьком суку.
Один читал газету, другой месил муку.
Раз куку, два куку,
Оба шлепнулись в муку».
- Игра «Ракета»
Цель: дает возможность почувствовать свою значимость
Ход игры : «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место на корабле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх.
-Игра «Волны»
Цель: формирование теплых межличностных отношений;создание положительных эмоций
Ход игры : «Наверное, вы любите купаться в море. Там обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем пошуршать, как волны, когда они накатывают на камешки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить». Затем предлагается всем детям по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».
-Игра «Страна зеркал».
Цель: формирование навыков невербального общения
Ход игры : «Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас человек, а кто- зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно. Готовы? Тогда давайте попробуем».
-Игра «Мышь и мышеловка»
Цель: формирование навыков взаимодействия
Ход игры : дети встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс- это «мышеловка». Водящий «мышка» находится в центре круга. Его задача- всеми возможными способами вылезти из «мышеловки» : отыскать «дыру», уговорить кого-то выпустить его, раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
-Игра «Передай мяч»
Ход игры : дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу передает мяч соседу слева по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст мяч по кругу.
-Игра «Слепой и поводырь»
Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека
Ход игры : психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары. Один из детей, входящих в пару будет исполнять роль слепого, другой- поводыря. «Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем дети меняются ролями. Остальные «зрители» наблюдают за парой.
-Игра «Подарок»
Цель: создание положительных эмоций, групповой сплоченности.
Ход игры : «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать подарки.
-Игра «Спина к спине»
Цели: стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.
Ход игры : дети садятся спиной друг к другу. Задача- договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатлениями («Было ли вам удобно?» «Не хотелось ли что-нибудь изменить?»)
-Игра «Слушаем сердце»
Цель: формирует бережное и доверительное отношение к партнеру.
Ход игры : дети разбиваются на пары. Один ребенок ложится на ковер на спину, другой ребенок становится перед ним на колени и аккуратно кладет свою ладонь на грудь ребенка- слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.
-Игра «Рисуем всей группой»
Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться.
Ход игры : «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом фломастерами».
-Игра «Связующая нить»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры : участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Игру начинает взрослый, показывая детям пример того, как можно рассказать об этом. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают общую нить и закрывают глаза, представляя, что все они составляют единое целое и каждый из них важная и значимая часть этого целого.
При подборе игр была использована следующая литература:
-Корепанова М. В., Е. В. Харлампова «Познаю себя» М,2004
-Лютова Е. К., Монина Г. М. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» С. -Пб, 2001
-Минаева В. А. «Развитие эмоций дошкольников» М,1999
-Чернецкая В. М. «Психологические игры и тренинги в детском саду» Р-н-Д, 2005