Лучший педагог года

Игры на развитие мышления для детей среднего возраста (1 фото)

Мартиросян Карина Георгиевна
Игры на развитие мышления для детей среднего возраста

(ИМсв)

Игры на развитие мышления для детей среднего возраста

«Делаем зарядку»

(ИМСВ-1)

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 224.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: рисунки 20*30см со схематичным изображением человечков.

Публикация «Игры на развитие мышления для детей среднего возраста» размещена в разделах

Ход игры : детям показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку» : детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисованы до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжает делать старое упражнение, выбывает из игры.

Эта игра учит детей пользоваться схемами, моделями.

«Волшебные кляксы»

ИМСВ-2

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 230.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: изображения клякс.

Описание игры : ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми - по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.

«Да-нет»

(ИМСВ-3)

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 240.

Цель: развитие мышления.

Описание игры : ребенок загадывает какое-либо существительное, другие дети задают ему вопросы (не более 15,на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не засчитывается. Цель игры – отгадать задуманное число, задав как можно меньше вопросов.

Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы вопросы задавали все дети, обращая внимание на малоактивных.

«Подбор прилагательных»

ИМСВ-4

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 245.

ЦЕЛЬ: развитие мышления.

Ход игры : ведущий показывает игрушку (называет слово, а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная.

Комментарий: Игру лучше проводить в высоком темпе, иначе интерес детей будет низким.

«Что бывает?»

ИМСВ-5

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 246.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком

Радостный: праздник, случай, день, человек, и т. д.

Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. п.

Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, т. к. вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.

«Пуговичная поляна»

ИМСВ-6

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 247.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.

Ход игры : ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» како-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».

Комментарий: чтобы задуманные картины не распадалась, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.

«Смысловые ряды»

ИМСВ-7

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 251.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце – день, луна - (ночь, т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью.

1. Волк – заяц, кошка - (мышка).

2. Быстро – быстрее, медленно - (медленнее).

3. Лиса – лисенок, волк-(волчонок).

4. Белка – орешки, медведь - (мед).

5. Человек – дом, крот - (нора).

6. Лес - деревья, луг - (трава).

7. Пальто – зима, шорты -(лето).

8. Море – вода, суша - (земля).

9. Вода – кран, свет - (выключатель).

10. Учитель – школа, воспитатель - (детский сад).

Комментарий: смысловой ряд может касаться какой-либо группы предметов или явлений, тогда игра требует подготовки со стороны взрослого. Например:

Ботинки - шнурки, куртка - (пуговицы);

Шапка – голова, колготки - (ноги);

Пианино – клавиши, балалайка - (струны);

Скрипка – смычок, барабан - (палочки).

В этом случае игра будет узконаправленной, поможет в ознакомлении детей с какой-либо группой предметов.

«Лишнее слово»

ИМСВ-8

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 257.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно – лишнее.

1. Карась, ставрида, сельдь, краб.

2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня.

3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена.

4. Рысь, шакал, тигр, ягуар, леопард.

5. Шайба, коньки, клюшка, мяч.

6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели.

7. Рука, нога, шея, голова, тарелка.

8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец.

9. Петух, кошка, собака, овца, медведь.

10. Говядина, свинина, баранина, конина, вредина.

Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, т. к. часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому.

«Четвертый лишний»

ИМСВ-9

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 262.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например, кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.

«Кем был?»

ИМСВ-10

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 272.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был… (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д. ?». Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки.

«Кто кем будет?»

ИМСВ-11

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 272.

Цель: развитие мышления.

Описание игры : дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет… (пока – ученик, подмастерье, яйцо, утенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, морженок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т. д. ?».

Комментарий: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т. д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника и т. д.

«Я положил в мешок»

ИМСВ-12

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 276.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : взрослый начинает игру словами: «Я положил в мешок яблоки», - следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и ананасы», - третий говорит: «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины», - и т. д.

Комментарий: задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (школьные принадлежности, овощи, и т. д.).

«Говори наоборот»

ИМСВ-13

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 278.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : один играющий называет прилагательное, а другой должен придумать слово с противоположным значением.

Например:

Уродливый – красивый

Мокрый – сухой

Белый – черный

Громкий – тихий

Скучный – веселый

Слабый – сильный

Игривый – тоскливый

Верхний – нижний

Активный – пассивный.

Комментарий: детей можно построить зигзагом, чтобы разнообразить их месторасположение. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов.

«И я»

ИМСВ-14

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 279.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там, где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончании игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.

Взрослый начинает:

- Гуляла я как-то по лесу…

Дети:

-И я!

-И вдруг из-за дерева выскочил волк!

(Тишина.)

-Он лязгнул зубами…

(Тишина.)

-Я испугалась…

-И я!

-Но в этот момент из-за кустов выехала машина…

(Тишина.)

-Волк убежал.

(Тишина.)

-А я села в машину…

-И я!

-Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась…

-И я!

Комментарий: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.

Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.

-Я принесла новую игрушку.

-И я!

-Вадик попросил поиграть.

-И я!

-Я не дала ему игрушку

-?.

«Наоборот»

ИМСВ-15

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 280.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: мяч.

Ход игры : дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» ( можно придумать пары слов: вверх - вниз, далекий - близкий, храбрый – трусливый, клеить – рвать, север – юг и т. д.) Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ.

Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.

«Когда это бывает?»

ИМСВ-16

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 283.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: картинки с изображением времен года (на каждое время года 2-3 картинки)

Ход игры : дети садятся вокруг стола, каждому дается картинка. Картинки нельзя показывать друг другу. Затем по движению стрелки ребенок, на которого она указала, рассказывает, что нарисовано на его картинке и вращает стрелку. Тот, на кого покажет стрелка, должен отгадать, какое время года описал его товарищ. Другие дети в это время должны сидеть тихо, подсказывать нельзя. Подсказавший выбывает из игры. После того, как дан ответ, первый ребенок показывает свою картинку, чтобы все дети убедились, что ответ правильный. Рассказать о своих картинках должны все дети.

Комментарий: перед игрой можно провести беседу с детьми о временах года, о том, чем люди занимаются в зависимости от времени года и каковы особенности погоды каждого сезона.

Игру можно построить немного по-другому: взрослый читает отрывки из художественных произведений о временах года, а дети должны найти подходящие картинки. Такую работу необходимо вести систематически, т. к. развитие временной ориентировки является одной из сложных задач в обучении дошкольников. Это объясняется тем, что время – понятие абстрактное и труднодоступное для детей дошкольного возраста.

«Поезд»

ИМСВ-17

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 284.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Ход игры : картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», - и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.

«Сложи сказку»

ИМСВ-15

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 291.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.

Описание игры : 1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

Комментарий: в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста В последнее время школа стала наиболее требовательна к умственному развитию ребенка, быстрого перехода с детского мышления на более высокую.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Образовательный проект «Развитие морфологической стороны речи детей среднего возраста через дидактические игры и упражнения» Ларина Т. В. – воспитатель МБДОУ ЦРР № 23 «Родничок» г. Бор Нижегородской области. Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста 1 слайд: Тема моего самообразования: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Срок реализации 2016 – 2019 учебный.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Сценарий квест-игры для родителей «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Оборудование: бумажные.

Социально-нравственное развитие детей среднего возраста средствами игры Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие мышления для детей среднего возраста
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 17:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД