МААМ-картинки

Игры по звуковой культуре речи. Старшая группа

Наталия Василенко
Игры по звуковой культуре речи. Старшая группа

Здравствуйте, уважаемые коллеги! хочу предложить подборку игр для старшей группы по звуковой культуре речи. Буду рада, если вам пригодится этот материал.

Игры по звуковой культуре речи. Старшая группа.

Д/И «ЦЕПОЧКА СЛОВ» К № 1

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Материал: карточки с картинками (карандаш – шкаф- флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник- кошка – ананас- сом – мак)

Публикация «Игры по звуковой культуре речи, Старшая группа» размещена в разделах

Ход игры : У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком –ш -, прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Д/И «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» К № 2

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Материал: карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена).

Ход игры : Воспитатель ставит карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга, предлагает сказать, что изображено на карточках. Какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Звук – а-. одно слово начинается на звук –а-, в другом он находится в середине, в третьем – в конце. Под каждой картинкой – полоска из трех клеток. Если звук в начале слова, то фишку надо поставить на первую клетку и т.

Д/И «ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ» К № 3

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Материал: карточки со схемами расположения звука в словах, одна клетка закрашена. Картинки: сумка, сом, совок, скамейка. Миска, капуста, лиса. Колос, ананас, автобус. Шапка, шуба, шляпа, мишка, ромашка, вишня, душ, карандаш, ландыш.

Ход игры : воспитатель раздает по карточке детям, объясняет, что обозначает закрашенная клетка. Берет карточку, называет ее, дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет на свою карточку.

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком –с или ш-, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Д/И «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?» К № 4

Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Материал: карточки в виде плоских домиков с окошками. На чердачном окошке – буква. К – кот, коза, кролик, кенгуру. С – слон, собака, сорока, снегирь. З – заяц, зебра, коза. Ц- цыпленок, цапля, курица, ж – жираф, ежик, жаба.

Ход игры : на доске 2-3 домика, а на столе предметные картинки. Это домики для зверей и птиц, давайте им поможем заселиться. В первом домике будут жить те животные, в названии которых есть звук К, в другом – звук С и т. д. Дети отбирают нужные картинки и вставляют их в кармашки, а потом называют кого они поселили в домик и почему.

Н - П. /И «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ?» К № 5

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш.

Материал: изображение 2 чемоданов, по кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С – Ш (шуба, шапка, шарф, шаль, свитер, сарафан, сапоги).

Ход игры : Дети должны собрать в чемодан вещи со звуком С-Ш. Дети по очереди называют картинку и если там есть его звук, кладут на свой чемодан, если нет – в сторону. Кто больше соберет вещей.

Н – П. /И «МАГАЗИН» К № 6

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков р-л, с-ш.

Материал: на полосках – квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды со звуками р-л, с-ш. Под картинками нарисованы квадраты, на них играющие будут класть деньги – буквы. Деньги – бумажные карточки с буквами с, ш, р, л.

Ход игры : воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой и объясняет правила игры : «Я – продавец, а вы покупатели. На свои деньги – буквы каждый может купить в магазине 6 разных предметов. На букву –с- можно купить предметы, в названиях которых есть звук –с-, на букву –р- -вещи, в которых есть звук –р. Монетку выкладывайте на квадратик под нужной покупкой.

Д/И «НАЙДИ ПАРУ» К № 7

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Материал: диск, разделенный на две половины, по краю которого наклеено одинаковое количество кругов. На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. Предметные картинки: коза-коса, трава-дрова, уточка-удочка, мишка-мышка, крыша-крыса, рак-мак, кит-кот, усы-осы, ком-сом, дом-дым.

Ход игры : воспитатель выкладывает диск с картинками, остальные картинки лежат на столе, в верхней половине диска расположены картинки и им нужно найти пару, картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает стрелка. Подобрав картинки, надо произнести четко коза-коса.

Д/И «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН» К № 8

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Материал: открытки с изображением цветов, названия которых состоят из 2-3-4 слогов. Роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс; ромашка, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема. «Деньги» с двумя, тремя, четырьмя кружками.

Ход игры : воспитатель предлагает поиграть в цветочный магазин и ставит перед детьми открытки с цветами. Одни с коротким названием: пион, другие – с длинным - незабудка. У вас есть карточка с кружками. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов, сколько кружков на карточке. Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя (3-4) кружками, просит показать и назвать купленные цветы с таким количеством слогов.

Д/И «ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР» К № 9

Цель: упражнять в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков. Упражнять в чтении слов из 3-4 букв.

Материал: таблица с двумя полосками: для предметных картинок и букв, справа – демонстрационные картинки: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка. Предметные картинки карточки с буквами.

Ход игры : чтобы включить телевизор и увидеть изображение, нужно определить первый звук в словах – названия картинок. Под этими звуками вы составите новое слово. Если слово составите правильно, то увидите картинку. Например картинки: матрешка, аист, кот, какое слово можно составить из звуков – м-а-к, это будет – кот.

Источник: Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи : Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М. : просвещение, 1988. Стр. 42-60.

Д/И «Как звучит слово?» К № 10

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Ход игры : дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнит какое-нибудь слово, и сказать его рядом стоящему. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко.

Д/И «Что звучит вокруг нас?» К № 11

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Материал: предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход игры : дети стоят вокруг воспитателя. вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Игра в слова»

Скажи погромче слово «гром» – грохочет слово, словно гром. Скажи потише: «шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат. Скажи: «Кукушка на суку» - тебе послышится «ку-ку». А скажешь слово «Листопад» - и листья падают, летят, И словно, наяву, ты видишь осень: желтый сад и мокрую траву. Скажи «Родник» - и вот возник, бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий.

Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные : ззооннт, шшаарффиик, жжуук, рраак. Повторите вместе со мной эти слова, чтобы были слышны звуки. А теперь вы назовите каждый свое слово только, так, чтобы были слышны все звуки.

Д/И «Найди себе пару» К № 12

Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Ход игры : воспитатель предлагает игру: «Каждый должен найти себе пару. Для этого надо сказать слово и назвать сходное по звучанию. Например, Сережа говорит: Петрушка, а кто-то отвечает – Пеструшка, мишка – топтыжка, чайник – купальник, носок – песок, шина – машина». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

Д/И «Подскажи Петрушке звук» К № 13

Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Материал: Петрушка, ширма.

Ход игры : Петрушка сообщает детям, что будет им читать, но в некоторых словах будет специально недоговаривать звук, дети должны ему подсказать. Вначале дети говорят хором, потом индивидуально.

На солнышке грелся черноухий котёно…. На него смотрел белолапый щено… Охотники развели в лесу косте… Ученик держал в руке каранда… Малыш попросил купить красный ша… На лесную поляну выбежал зая… В зоопарке жили сло., бегемо., крокоди… По стволу стучал пестрый дяте… Белочка спрятала орешки в дупл… По двору бродили пету., куриц., утк….

Д/И «Кто найдет короткое слово?» К № 13

Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

Материал: звуковая линейка №2, для детей – 25х4см., для воспитателя – 60х8см.

Ход игры : воспитатель на большой линейке показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков, зависит длительность звучания слова. Педагог произносит короткие слова: мяч, мук, и длинные – вертушка, холодильник. Затем учит детей работать с линейками, предлагая произносить короткие слова и показывать на линейке количество звуков в них.

Д/И «Слово можно прошагать» К № 16

Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие). В коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго. В длинном – много, звучит оно дольше. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.

Ход игры : воспитатель говорит детям, что узнать длинное или короткое слово, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает (хлопает). Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг (хлопок). Произносит слово шар, шагает, и дети шагают тоже, получился один шаг. Дети называют слова и шагают. Кто назовет самое длинное слово, то победитель. Считать шаги не главное, надо обратить внимание на длительность звучания слова.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей по звуковой культуре речиМастер-класс для родителей по звуковой культуре речи Задачи: • создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей; • дать практические рекомендации по проведению занятий.

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Поезд» Цели игры: Упражнять в определении заданного звука в слове; местонахождении звука (в начале, середине, конце слова); Дифференциации звуков;.

Игра по звуковой культуре речи «Соты» (старший дошкольный возраст)Игра по звуковой культуре речи «Соты» (старший дошкольный возраст) Предлагаю вашему вниманию игру по звуковой культуре речи - «Соты». Она не сложна в изготовлении. Картинки набраны на компьютере, распечатаны.

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р] Тема: Автоматизация звука «Р». Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» и автоматизация в слогах, словах и предложениях. (автоматизация.

Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи «Звук [Л]» Тема: звук Л. Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи Задачи: Коррекционно-образовательные: - расширять.

Конспект по звуковой культуре речи в средней группе «Ознакомление со звуками [с], [с’]» Муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение «Детский сад №3 п. Горные Ключи» Конспект непосредственно образовательной.

НОД по звуковой культуре речи «В гости к сороке» (средняя группа) Занятие по развитию речи «В гости к сороке» (МДОУ д/с №9 «Сказка», средняя группа, воспитатель Е. В. Яковлева) Программные задачи: -познакомить.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [б] и [б’]» Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). Задачи: - познакомить детей со звуками.

Занятие по звуковой культуре речи «Посылка» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Работать над правильной дикцией и артикуляцией детей. 2. Закрепить артикуляцию звука "р". 3. Работать над дыханием.

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе — сказка «Тыквененок» ЗАНЯТИЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ в средней группе Сказка «Тыквененок». Воспитатель первой квалификационной категории Ступина Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по звуковой культуре речи. Старшая группа
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 16:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД