Лучший педагог года

Игры с песком как средство развития речевых навыков детей дошкольного возраста

Мария Большакова
Игры с песком как средство развития речевых навыков детей дошкольного возраста

Самая лучшая для детей игрушка – кучка песка.

К. Д. Ушинский.

Цель занятий с песком – обогащать тактильный опыт, развивать мелкую моторику, воображение, мышление, координацию движений; развивать умения отличать предметы по форме, цвету, размеру.

Педагогическая и логопедическая практика показывает, что игры с песком оказывают положительный эффект на развитие речи.

Публикация «Игры с песком как средство развития речевых навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В игровых упражнениях с песком решаются многие задачи:

- развитие речевого дыхания;

- развитие артикуляционного праксиса;

- развитие фонематических представлений;

- совершенствование грамматического строя речи;

- автоматизация поставленных звуков;

- обучение грамоте;

- развитие связной речи;

- формирование слоговой структуры речи;

- развитие мелкой моторики.

Хочу предложить несколько интересных и полезных игр с песком, способствующих развитию речевых навыков.

1. Развитие речевого дыхания :

- «Дорога для транспорта» - дуть на песок через трубочку, формируя канавку. Внимание! Ребенок должен держать трубочку на расстоянии не менее 1,5 – 2 сантиметра от поверхности с песком во избежание случайного попадания песка в дыхательные пути)

- «Расчисти площадку» - дуть через трубочку на смятые комочки бумаги, фольги, бумажные осенние листочки (снежинки, цветочки и т. д., выложенные на поверхность с песком;

- «Что под песком» - картинку спрятать под песком, ребенок раздувает песок, открывая изображение.

2. Развитие артикуляционного праксиса - выполнение артикуляционных упражнений с сопряженными действиями пальцев и кистей рук:

- «Хоботок - улыбочка» - собирать песок в кучку, раздвинуть кучу в стороны;

- «Чашечка» - набрать песок в ладони и медленно сыпать песок, удерживая язык в артикуляционной позе;

- «Маляр» - одновременно с движением языка, двигать руками, как кистью вперед – назад;

- «Лошадка» - цокать языком одновременно «прыгая» пальчиками по толще песка и т. д.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия:

- «Спрячь руки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук

- «Разложи игрушки» - раскладывать игрушки по двум ёмкостям, если слышится «С» или «Ш».

4. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

- «Сортировка» - найти и разложить игрушки по лексическим категориям, например: овощи-фрукты, домашние-дикие животные, транспорт водный-наземный.

- «Машина» - помогает учить ребенка употреблять в речи предлоги (в, на, под и т. д., приставочные глаголы (проехал, переехал, въехать и т. д., наречия (быстро, медленно, далеко, близко).

5. Автоматизация звуков:

- «Шагалки» - шагать пальчиками по дорожке из песка, проговаривая звук изолированно или слоги с заданным звуком;

- «Поиски сокровищ» - искать в песке фигурки или картинки с заданным звуком;

- «Ветерок» - дуть на песок из трубочки, открывая при этом картинки на заданный звук;

- «Археологи» - с помощью кисточки сметать песок с игрушек или карточек, подобранными на заданный звук.

6. Обучение грамоте:

- «Письмо» - рисовать графическую схему предложений;

- «Буквы» - печатать буквы на песке указательным пальцем, затем средним и т. д.

7. Развитие связной речи :

- «Придумай историю» - педагог начинает историю, ребенок продолжает.

- «Угадай, что я спрятал (а)» - взрослый по очереди с ребенком прячут в песок игрушку и задают друг другу вопросы, пытаясь угадать, что спрятано.

- «Дорисуй» - ребенок (взрослый) начинает рисовать любую фигуру и начинает предложение, педагог (ребенок) заканчивает фразу или продолжает историю, дорисовывая предмет или рисует новую.

8. Развитие слоговой структуры слова:

- «Сосчитай и нарисуй» - ребенок отхлопывает количество слогов и рисует необходимое количество точек, полосочек и т. д. ;

- «Горы» - ребенок формирует определенное количество горок, в соответствии с количеством слогов в слове. Или, наоборот, разрушает их, проговаривая слово.

9. Развитие мелкой моторики :

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Надеюсь примеры игр, предложенных мною, помогут вам в вашей работе с детьми.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком как средство развития речевых навыков детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2023 в 02:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД