Кожевникова Н
ИКТ в процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
В данной статье представлен подход по использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание
1. Введение
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
3. Основная цель работы с детьми имеющими ТНР
Публикация «ИКТ в процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
4. Использование ИКТ технологий в образовательном процессе
5. Презентации и интерактивные игры
6. Использование ИКТ в соответствии с возрастом детей и требованиям СанПиН
6. Вывод
Ключевые слова
Временные представления, тяжелые нарушения речи, формирование, детский сад, старшие дошкольники, интерактивная доска.
Доклад
Введение
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю опыт работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи».
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Усилия Министерства образования и науки Российской Федерации сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать и обеспечить доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В нашем детском саду есть группа компенсирующего вида, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Дети, посещающие логопедическую группу, имеют проблемы не только в развитии речи, но и восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, повышенная утомляемость.
Основной целью работы является преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению. Работа с дошкольниками с ТНР имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение компьютерных технологий на занятиях делает работу более эффективной, интересной, разнообразной, нестандартной, познавательной, увлекательной для детей.
Использование ИКТ технологий в образовательном процессе
Наша группа имеет такую возможность, мы активно используем это оборудование на занятии. Всем вам известно, что мультимедийная презентация — одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Такое обучение вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую и речевую готовность ребенка к обучению в школе.
В своей работе я успешно использую презентации, которые позволяют мне разнообразить процесс объяснения нового материала и регулировать объём и скорость информации посредством анимации. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. Занятие-презентацию я создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет.
В работе использую пальчиковые игры, физкультминутки, мнемотаблицы, игры, упражнения, гимнастику для глаз, буклеты, конспекты к занятиям, картотеки по формированию элементарных математических представлений, папки-передвижки.
Формирование временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеет важное коррекционно-воспитательное значение. Анализ работы с данной категорией детей позволили выявить, что у них происходит отставание в формировании временных представлений, по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Дошкольники часто путаются или вовсе не знают название дней недели, слабо владеют временной терминологией, например «сегодня», «завтра», «вчера». Это говорит о том, что не могут или затрудняются в соотнесении данных понятий с конкретными жизненными событиями; они не могут представить, что время не останавливается и оно необратимо. У детей с тяжелыми нарушениями речи снижено представление о единицах измерения времени, они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые повседневно связаны с их жизнью. Они с трудом усваивают соотношения мер времени, затруднено формирование отдаленности и последовательности событий и установление связи между событиями, которые происходят в разное время. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая речи, чувствовать его длительность, чтобы планировать и регулировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени
Презентации и интерактивные игры
Мной были разработаны и используются в практике работы, презентации и интерактивные игры, способствующие формированию временных представлений у дошкольников.
Презентация «День да ночь - сутки прочь».
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Презентация «Семь братцев».
Цель: Закрепление названий дней недели, порядкового счета до 7. Развитие умения ориентироваться во временных понятиях, умения мыслить последовательно.
Презентация «Времена года».
Цель: Закрепить знания времен года, умения называть их определенную последовательность, находить соответствующие данному времени года картинки. Развивать зрительную память, внимание, речь.
Презентация «Что такое календарь?»
Цель: Познакомить с историей возникновения календаря, видами календарей. Учить пользоваться календарём. Закреплять знания о месяцах и последовательности их в году, о днях недели, о порядковом счёте, о цифрах. Уточнить знания детей о годе, как о временном отрезке.
Презентация «Часы, циферблат. Время. Ориентировка во времени».
Цель: Познакомить детей с часами и их назначением, сформировать представления об определении времени по часам. Учить различать вопросы «Сколько?»; «Который?» и правильно отвечать на них. Учить различать и называть стрелки (часовая, минутная, секундная). Научить детей определять время по часам.
В свободное время с детьми играем в интерактивные игры «Мерсибо-плюс или Вундеркинд». Игры имеют интересные названия «Меткий стрелок», «Волшебное зелье», «Волшебные превращения», которые уже вызывают у воспитанников желание узнать, что же интересного ждет их и какие будут задания. В конце каждой игры обязательно детей ожидает какой-то сюрпризный момент.
Веселая анимация, движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей, создает положительный фон во время занятий. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому заданию вновь.
Использование ИКТ в соответствии с возрастом детей и требованиям СанПиН
При проведении занятий с использованием ИКТ считаю обязательным соблюдение специальных условий для сбережения здоровья детей. Согласно требованиям СанПиН непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает :
• образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю;
• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени : для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут; детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от экрана;
• проведение гимнастики для глаз, включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений;
• во время индивидуальной работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.
Применение ИКТ в работе с детьми позволило сделать следующие выводы:
• компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
• при использовании мультимедийных технологий значительно возрастает интерес и мотивация детей к логопедическим занятиям,
• на занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, что способствует повышению его самооценки;
• повышается речевая активность и уровень познавательных возможностей, а также качество знаний у детей.
Вывод
Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живое общение педагога с ребёнком они не могут и не должны!