Папки-передвижки

ИКТ в процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР

Кожевникова Н
ИКТ в процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В данной статье представлен подход по использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

1. Введение

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

3. Основная цель работы с детьми имеющими ТНР

Публикация «ИКТ в процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР» размещена в разделах

4. Использование ИКТ технологий в образовательном процессе

5. Презентации и интерактивные игры

6. Использование ИКТ в соответствии с возрастом детей и требованиям СанПиН

6. Вывод

Ключевые слова

Временные представления, тяжелые нарушения речи, формирование, детский сад, старшие дошкольники, интерактивная доска.

Доклад

Введение

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю опыт работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи».

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Усилия Министерства образования и науки Российской Федерации сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать и обеспечить доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В нашем детском саду есть группа компенсирующего вида, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Дети, посещающие логопедическую группу, имеют проблемы не только в развитии речи, но и восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, повышенная утомляемость.

Основной целью работы является преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению. Работа с дошкольниками с ТНР имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение компьютерных технологий на занятиях делает работу более эффективной, интересной, разнообразной, нестандартной, познавательной, увлекательной для детей.

Использование ИКТ технологий в образовательном процессе

Наша группа имеет такую возможность, мы активно используем это оборудование на занятии. Всем вам известно, что мультимедийная презентация — одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Такое обучение вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую и речевую готовность ребенка к обучению в школе.

В своей работе я успешно использую презентации, которые позволяют мне разнообразить процесс объяснения нового материала и регулировать объём и скорость информации посредством анимации. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. Занятие-презентацию я создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет.

В работе использую пальчиковые игры, физкультминутки, мнемотаблицы, игры, упражнения, гимнастику для глаз, буклеты, конспекты к занятиям, картотеки по формированию элементарных математических представлений, папки-передвижки.

Формирование временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеет важное коррекционно-воспитательное значение. Анализ работы с данной категорией детей позволили выявить, что у них происходит отставание в формировании временных представлений, по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Дошкольники часто путаются или вовсе не знают название дней недели, слабо владеют временной терминологией, например «сегодня», «завтра», «вчера». Это говорит о том, что не могут или затрудняются в соотнесении данных понятий с конкретными жизненными событиями; они не могут представить, что время не останавливается и оно необратимо. У детей с тяжелыми нарушениями речи снижено представление о единицах измерения времени, они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые повседневно связаны с их жизнью. Они с трудом усваивают соотношения мер времени, затруднено формирование отдаленности и последовательности событий и установление связи между событиями, которые происходят в разное время. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая речи, чувствовать его длительность, чтобы планировать и регулировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени

Презентации и интерактивные игры

Мной были разработаны и используются в практике работы, презентации и интерактивные игры, способствующие формированию временных представлений у дошкольников.

Презентация «День да ночь - сутки прочь».

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Презентация «Семь братцев».

Цель: Закрепление названий дней недели, порядкового счета до 7. Развитие умения ориентироваться во временных понятиях, умения мыслить последовательно.

Презентация «Времена года».

Цель: Закрепить знания времен года, умения называть их определенную последовательность, находить соответствующие данному времени года картинки. Развивать зрительную память, внимание, речь.

Презентация «Что такое календарь?»

Цель: Познакомить с историей возникновения календаря, видами календарей. Учить пользоваться календарём. Закреплять знания о месяцах и последовательности их в году, о днях недели, о порядковом счёте, о цифрах. Уточнить знания детей о годе, как о временном отрезке.

Презентация «Часы, циферблат. Время. Ориентировка во времени».

Цель: Познакомить детей с часами и их назначением, сформировать представления об определении времени по часам. Учить различать вопросы «Сколько?»; «Который?» и правильно отвечать на них. Учить различать и называть стрелки (часовая, минутная, секундная). Научить детей определять время по часам.

В свободное время с детьми играем в интерактивные игры «Мерсибо-плюс или Вундеркинд». Игры имеют интересные названия «Меткий стрелок», «Волшебное зелье», «Волшебные превращения», которые уже вызывают у воспитанников желание узнать, что же интересного ждет их и какие будут задания. В конце каждой игры обязательно детей ожидает какой-то сюрпризный момент.

Веселая анимация, движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей, создает положительный фон во время занятий. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому заданию вновь.

Использование ИКТ в соответствии с возрастом детей и требованиям СанПиН

При проведении занятий с использованием ИКТ считаю обязательным соблюдение специальных условий для сбережения здоровья детей. Согласно требованиям СанПиН непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает :

• образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю;

• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени : для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут; детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от экрана;

• проведение гимнастики для глаз, включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений;

• во время индивидуальной работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.

Применение ИКТ в работе с детьми позволило сделать следующие выводы:

• компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

• при использовании мультимедийных технологий значительно возрастает интерес и мотивация детей к логопедическим занятиям,

• на занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, что способствует повышению его самооценки;

• повышается речевая активность и уровень познавательных возможностей, а также качество знаний у детей.

Вывод

Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живое общение педагога с ребёнком они не могут и не должны!

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для формирования представлений о природных явлениях у детей В природе постоянно происходят привычные для взрослых изменения: зиму сменяет весна, а за ней приходит лето, холода сменяет жара. Для.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ИКТ в процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 15:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД