Пафнутова Ангелина Юрьевна
Имидж современного музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Живя в современном мире, мы понимаем, что современный педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно быть человеком новой формации, видящим себя и свою профессию через десятки лет. Современный педагог - это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, искатель, странник, всегда находящийся в пути вместе с ним. Современный педагог - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек.
Публикация «Имидж современного музыкального руководителя» размещена в разделах
Я - музыкальный руководитель! Казалось бы имидж современного музыкального руководителя достаточно ясное на первый взгляд понятие. Недавно сформированная наука – имиджеология – пыталась определить имидж успешного педагога в целом, но не добралась эта наука до дошкольного образования и музыкальных руководителей, в частности. Каким же должен быть современный музыкальный руководитель, какими данными, способностями обладать, чтобы дети хотели приходить к нему на занятия, чтобы воспитатели были нашими соратниками и помощниками, чтобы родители были полноценными участниками педагогического процесса, ответы на эти вопросы я попробую раскрыть в своем выступлении.
Главный инструмент личности музыкального руководителя и его имиджа в частности – это профессиональная компетентность. Безусловно, профессионально компетентным является музыкальный руководитель, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, обучение, воспитание.
Музыкальный руководитель должен регулярно повышать свою профессиональную компетентность: проходить курсы повышения квалификации; участвовать в районных методических объединениях; выступать и распространять свой педагогический опыт на различных семинарах, конференциях и РМО; участвовать в конкурсах педагогического и профессионального мастерства.
Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребенка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребенка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель в своей работе должен использовать методы и приемы, отвечающие запросам современных детей. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования современных педагогических технологий развития дошкольников. Поэтому, в своей деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников, мы используем различные современные технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, технологии «лэпбук», личностно – ориентированного взаимодействия, технологию проектной деятельности, дистанционные технологии. Каждая технология имеет ряд своих особенностей и преимуществ.
- здоровьесберегающие
С помощью них мы формируем у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также способствуем развитию умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Систематически проводим физкультминутки, утреннюю гимнастику, релаксацию под музыку, подвижные игры, музыкально-спортивные мероприятия (Мероприятия ко «Дню защитника Отечества», «День космонавтики», «День здоровья» и т. д., участвуем в акциях, посвященных здоровому образу жизни.
- технологии проектной и исследовательской деятельности
Практика показывает, что метод проектов или технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна. Проектная деятельность помогает развивать музыкальные, творческие способности, познавательную деятельность детей, применять полученные знания в жизни, что даёт возможность видеть пути дальнейшего развития всех сторон личности дошкольника и идти в ногу со временем. Именно проектная деятельность помогает нам связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями, заинтересовать и увлечь в эту деятельность не только детей, но и родителей.
Нами в ДОУ регулярно реализуются проекты, направленные на нравственно – патриотическое, экологическое воспитание дошкольников посредством музыки. Примером тому может служить познавательно – творческий проект «Мы память бережно храним» с детьми дошкольного возраста 6 – 7 лет, «Снежная королева», «Разноцветная неделя», экологический проект «Наш Хопер» и т. д.
При реализации проектов используются разнообразные виды деятельности, методы и формы работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.
В рамках проектной деятельности в ДОУ ведется совместная работа педагогов и родителей по «Культурному дневнику дошкольников Саратовской области».
- технологии «лэпбук»
Лэпбук – инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. Дети в игровой форме получают новые знания. Назначение этого пособия достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
- игровые технологии;
Игра является ведущим видом деятельности всего дошкольного возраста.
В своей работе мы используем различный игровой материал, который подбираем исходя из поставленных педагогических целей и задач. Мы регулярно пополняем картотеку музыкальных игр и пособий : играми на развитие памяти, внимания, логического мышления, музыкального слуха, развития детского творчества.
- информационно-коммуникационные
Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности в различных мероприятиях и праздниках.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, помогают музыкальному руководителю организовать процесс обучения так, чтобы дети активно и с интересом занимались на музыкальном занятии.
Использовать ИКТ можно во всех видах музыкальной деятельности.
В разделе восприятие музыки : во время знакомства с творчеством того или иного композитора используются портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, что позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры:
В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический прием: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребенок должен узнать песню по картинкам и исполнить ее. Этот прием закрепляет ранее разученные песни, тренирует память.
В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре.
- дистанционная технология
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в России, появилась необходимость в широком использовании дистанционных технологий. Все конкурсы различного уровня были переведены в онлайн-режим, в которых мы с детьми успешно принимали участие. В рамках взаимодействия с социумом на интернет-платформе ZOOM проводились различного рода мероприятия: онлайн-экскурсия в Саратовский областной музей краеведения; игра-викторина с МОУ СОШ №5 и др.
В рамках обмена педагогическим опытом все районные методические объединения, семинары, конференции так же проводятся на интернет-платформе ZOOM.
Взаимодействие с родителями происходит также дистанционно.
Ну и в заключении хочу сказать, что бы быть современным педагогом необходимо всегда работать над собой, постоянно узнавать что-то новое, самому учиться, чтобы работа всегда была интересной и любимой. Для педагога главное не стоять на месте, не останавливаться на достигнутом, а продолжать ставить себе новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности, как педагога, так и воспитанника.
Спасибо за внимание!