Получи документы

Индивидуализация образовательного процесса в раннем дошкольном возрасте

Шевелёва Нини Николаевна
Индивидуализация образовательного процесса в раннем дошкольном возрасте

Подготовила Шевелёва Нина Николаевна

Индивидуальные особенности личности начинают развиваться в самом раннем возрасте. Ребенок начинает позиционировать себя как что-то неповторяющееся и индивидуальное уже к 3 годам. Это связно с тем, что он сам уже может проявить начальные этапы анализа других людей и детей, может сравнивать себя, выделять в себе особенности или отличия. Такое ранее принятие индивидуальности ребенком, предполагает движение в образовании в сторону индивидуализации личности.

Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на следующих принципах:

- каждый ребенок уникален;

- развитие индивидуальных способностей и интересов должно поддерживаться взрослыми.

Уже несколько лет психологи и педагоги говорят о необходимости изучения и учета личных особенностей каждого ребенка, определяя это как «индивидуализация». Нередко индивидуализацию сравнивают или даже подменяют другими понятиями, как «индивидуальный», «индивидуально-дифференцированный подход».

Как пишет в своей книге Михайлова-Свирская, под индивидуализацией понимается процесс создания и осознания личностью собственного опыта, в котором он проявляется себя в качестве субъекта собственной деятельности, который определяет и реализует собственные цели, через принятия на себя ответственности за результат своей деятельности.

Педагог, как и требует это ФГОС, должен находиться рядом с ребенком. Но в случае индивидуализации образования, в задачи воспитателя добавляется изучение каждого ребенка как личности. Как говорилось ранее, индивидуализация следует принципу – каждый ребенок уникален, поэтому педагогом составляется индивидуальная среда для каждого ребенка. Звучит это масштабно, однако на практике показано, что даже некоторые изменения в предметно-пространственной среде развивают у ребенка чувство, что его чувства «слышат» и заботятся только о нем.

Принципы индивидуализации хорошо согласовываются с принципами проектной деятельности, что успешно доказано моим педагогическим опытом. Благодаря проектной деятельности мнение каждого ребенка учитывается, он начинает критически мыслить, делать первые шаги при выборе собственной роли. Ребенку становится комфортно разговаривать с педагогом, когда выстраивается диалог, основанный на идеях ребенка и подхваченный опытом воспитателя. Ребенок раннего возраста еще не умеет ставить задачи, но уже учиться их решать, собственным путем. Даже такие, на первый взгляд, простые проекты как: «Чудо-огород на подоконнике», «Мир цвета», «Семья», показали, насколько каждый ребенок уникален при выборе материала, способа реализации данного проекта. Самое главное в проектной деятельности дать волю детям самим сделать окружающую среду, которая отражает только их особенности.

Стоит отметить, что при реализации проекта «Семья» интересно разделились обязанности детей в сюжетно-ролевой игре, конечно, это только начальные этапы развития ролевых отношений, но удивительным было, что мальчики с удовольствием накрывали на столы, а девочки «работали». То есть семейная модель поведения уже в этом возрасте может отличаться от привычных стереотипов.

Осознание себя как личности у детей происходит через внедрение в образовательный процесс неких «якорей», которые понимает только ребенок. Его игрушка, фотография семьи, собранная башня из конструктора. Все эти якоря помогают не только помочь ребенку адаптироваться и чувствовать себя комфортно, но и помогает наладить контакт с ребенком. Самое главное ребенку необходимо знать, что вы как воспитатели и педагоги знаете про его любимые игрушки или поделки.

Именно на таких якорях строились все проекты, которые были реализованы мной. Ориентировка на личность ребенка предполагает, что созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда уже является уникальной, понятной только для определенного количества человек. Создавая вокруг собственную среду ребенок учится выражать свои эмоции, проявлять качества, быть инициатором собственных идей.

Для меня развитие индивидуализации в ДОУ процесс сложный, но интересный. Маленькие дети делают первые шаги в открытия себя как личности, отрадно смотреть, что именно в дошкольном возрасте ребенок научится выражать и действовать самостоятельно.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуализация образовательного процесса в раннем дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 апреля 2021 в 19:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД