Кашенина Анна Александровна
Индивидуальная консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
С. А. Козлова, Т. А. Куликова в своих работах отмечали что самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Публикация «Индивидуальная консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Р. С. Буре и Г. Н. Година «Учите детей трудиться» (1983) отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Что необходимо сделать для создания навыка у ребенка:
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.
Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия:
- приспособить к росту ребенка вешалку для одежды,
- выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков,
- выделить постоянное и удобное место для полотенца и т. д
Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол.
Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.
Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.
Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью.
Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.
Очень важна последовательность в обучении! Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Навыки приема пищи
*Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
*Пользование ложкой:
— Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.
— Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.
— Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.
— Поднять вертикально до уровня рта.
— По прямой направить ложку в рот.
— Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.
— Брать еду с ложки губами, а не языком.
Навыки опрятности:
*Умывание:
— Завернуть рукава.
— Проверить температуру воды.
— Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.
— Смыть мыло под струей воды, побуждая к самостоятельным действиям.
— Вымыть лицо.
*Высморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю (с усилием «выдуть» струю воздуха).
— Еще раз обмыть водой руки.
— Закрыть воду.
— Снять полотенце.
— Насухо вытереть лицо и руки.
Навыки одевания и раздевания:
Навыки раздевания
— Снять варежки.
— Снять шапку.
— Снять ботинки.
— Закончить расстегивать молнию, начатую взрослым.
— Снять расстегнутую куртку.
— Стащить с себя через голову свитер, футболку.
— Спустить и стащить с себя штаны.
Навыки одевания
Одевание футболки, джемпера:
— Взять футболку (джемпер) в обе руки.
— Определить изнаночную и лицевую сторону (швы на изнаночной стороне).
— Определить перед и зад (сзади находиться бирка).
— Расположить футболку (джемпер) задом к себе.
— Просунуть голову в ворот, а руки в рукава джемпера или футболки
— Надеть рубашку, не застегивая ее.
— Застегнуть разъемную молнию (взрослый соединяет замок).
Рекомендации:
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании.
Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Ребенок освоил умение самостоятельно одеваться,и затем его нужно приручать делать это аккуратно, красиво и быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
Спасибо за внимание!