МААМ-картинки

Индивидуальная консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Кашенина Анна Александровна
Индивидуальная консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

С. А. Козлова, Т. А. Куликова в своих работах отмечали что самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Публикация «Индивидуальная консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:

1. Навыки опрятности.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки одевания и раздевания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Р. С. Буре и Г. Н. Година «Учите детей трудиться» (1983) отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Что необходимо сделать для создания навыка у ребенка:

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.

Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия:

- приспособить к росту ребенка вешалку для одежды,

- выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, носков,

- выделить постоянное и удобное место для полотенца и т. д

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол.

Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.

Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью.

Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.

Очень важна последовательность в обучении! Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Навыки приема пищи

*Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

*Пользование ложкой:

— Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.

— Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.

— Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.

— Поднять вертикально до уровня рта.

— По прямой направить ложку в рот.

— Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.

— Брать еду с ложки губами, а не языком.

Навыки опрятности:

*Умывание:

— Завернуть рукава.

— Проверить температуру воды.

— Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.

— Смыть мыло под струей воды, побуждая к самостоятельным действиям.

— Вымыть лицо.

*Высморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю (с усилием «выдуть» струю воздуха).

— Еще раз обмыть водой руки.

— Закрыть воду.

— Снять полотенце.

— Насухо вытереть лицо и руки.

Навыки одевания и раздевания:

Навыки раздевания

— Снять варежки.

— Снять шапку.

— Снять ботинки.

— Закончить расстегивать молнию, начатую взрослым.

— Снять расстегнутую куртку.

— Стащить с себя через голову свитер, футболку.

— Спустить и стащить с себя штаны.

Навыки одевания

Одевание футболки, джемпера:

— Взять футболку (джемпер) в обе руки.

— Определить изнаночную и лицевую сторону (швы на изнаночной стороне).

— Определить перед и зад (сзади находиться бирка).

— Расположить футболку (джемпер) задом к себе.

— Просунуть голову в ворот, а руки в рукава джемпера или футболки

— Надеть рубашку, не застегивая ее.

— Застегнуть разъемную молнию (взрослый соединяет замок).

Рекомендации:

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании.

Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку.

Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Ребенок освоил умение самостоятельно одеваться,и затем его нужно приручать делать это аккуратно, красиво и быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста» Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 марта 2025 в 13:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Кашенина Анна Александровна (УИ 948488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных