Приложение МААМ

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях

Алла Батагова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: 1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».

2. Постановка звука «Р».

3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

4. Автоматизация «Р» в открытых слогах.

5. Автоматизация «Л» в предложениях.

6. Развитие психических процессов: зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти.

Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях» размещена в разделах

Оборудование: Карточки с буквами Р, А, О, У, И, Ю, Е, Ё, Ы; предметные и сюжетные картинки; карточки с заданием, игровая палатка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Включение речевого внимания и слуха.

- Повтори за мной только те слова, в названии которых есть звук «Ш» :

Самолет, машина, лес, сумка, шалаш, школа, весы, шпагат, оса, лиса, весна, шапка, шишка.

2. Различение звука «Р» от других смешиваемых звуков.

- Если в слове, которое я тебе буду называть, услышишь звук «Р», то хлопни в ладони, если нет – разведи руки:

жарко – жалко лак – рак

вор – вол

ложки – рожки

кулачки – курочки рама – лапа

рыжий – лыжи марка – майка

- А сейчас я буду называть слова, где есть звук «Р» и слова, где его нет. Если ты услышишь слово с данным звуком, положишь карточку с буквой «Р» на парту:

ковать – кровать

кошка – крошка

топка – тропка

каска – краска

дачка – драчка

тут – трут

3. Артикуляционная гимнастика.

- Ты знаешь, Петрушка меня и тебя пригласил в гости. У него сегодня именины. Но прежде, мы сделаем гимнастику для нашего языка:

«Заборчик» - рот открыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка» - губы сомкнуты и вытянуты вперед длинной трубочкой.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибок» - рот раскрыт. Язык присосать к небу и удерживать в таком положении под счет до 10 – 15.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать, рот закрыть.

Упражнения для выработки целенаправленной воздушной струи:

1. Губы «трубочкой», задувать свечи (следить, чтобы щеки не надувались).

2. «Фокус» - учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыт, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа или на челку.

4. Постановка звука.

- В гости Петрушка позвал и лошадку по кличке Трофимка. Давай покажем, как она скачет по тропинке (упражнение «Лошадка»). Замечательно, лошадка прискакала в гости, а теперь ее останови: трр – трр – трр – трр.

- А где же Петр, который должен прилететь на самолете? ( Ребенок держит в руках самолет и имитирует рокот самолета: трр – трр – трр – трр. Странно, в гости пригласили еще кошку Мурку, а ее до сих пор нет. Наверное, у ее машины не заводится мотор. Давай поможем Мурке завести машину – дрр – дрр – дрр. Молодец! Завели машину, не будем терять времени, поехали дрр дрр дрр дрр.

Петрушка рад, что все гости собрались вместе, а теперь будем пить чай с тортом и ватрушками.

5. Автоматизация «Р» в слогах.

- Я показываю гласные звуки, а ты добавляешь сочетание «др» и называешь получившийся слог: адр, одр, удр, идр, ядр, едр,ёдр, юдр, ыдр.

Молодец!

6. Автоматизация «Р» с словах.

- А теперь я тебя попрошу закончить слова, добавляя сочетание «тр» :

Теа - тр, ме - тр, педиа - тр, Пё - тр, осё - тр, фе - тр, цен - тр, ли - тр, минис - тр, осмо - тр.

Умница! А теперь повтори за мной слова: театр, метр, литр, фетр.

7. Развитие фонематических процессов.

- Мы сейчас поиграем в игру «Турист». Турист на берегу реки поставил палатку. Все предметы, в которых слышатся звуки «П» и «Пь» он перенес в палатку. А те, где есть звуки «Б» и «Бь» оставил на берегу. Проверь, что у туриста в палатке?

Картинки: бочка, пушка, полотенце, компас, печка, цепь, голуби, клубника, шапка, яблоко, петух, бабочка, белка.

8. Автоматизация «Л» в предложениях :

- Повтори за мной чистоговорки:

Ла ла ла – Мила в школу пошла.

Лы лы лы – подмету я сам полы.

Лу лу лу – шкаф стоит в углу.

Ло ло ло – платье мне мало.

- Расскажи стихотворение, которое ты учил дома:

Белый снег, белый мел,

Заяц белый тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

9. Упражнения для развития зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания.

Перед ребёнком картинки различных животных – лань, косуля, северный олень, лось, пятнистый олень, изюбр, лань.

- Покажи животное, которое встречается чаще всего (лань).

- Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, а затем скажешь, какое слово встречается чаще всего: лопата, лось, весло, клумба, лось, слон, плуг, пластинка, лось, флот.

10. Итог занятия.

- Над какими звуками мы сегодня работали? (Р,Л)

- Что тебе больше всего понравилось выполнять на занятии?

Публикации по теме:

Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях
Опубликовано: 23 мая 2014 в 23:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] и автоматизации [Л] в предложениях» (включая файлы) размещена пользователем Алла Батагова (УИ 218461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД