Екатерина Данилина
Индивидуальное логопедическое занятие с элементами речедвигательной и ритмики в старшей группе «Сказочная страна Свистящих»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
1. Коррекция звукопроизношения свистящих звуков;
2. Развивать подвижность органов артикуляции, используя дизартрический массаж;
3. Совершенствовать умение выполнять артикуляционные упражнения;
4. Развивать навыки артикуляторных движений посредством речедвигательной ритмики;
5. Вырабатывать правильное физиологическое дыхание;
6. Формировать фонетическое восприятие;
7. Развивать речеслуховое внимание и память;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие с элементами речедвигательной и ритмики в старшей группе „Сказочная страна Свистящих“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
8. Совершенствовать мелкую моторику;
9. Доставить ребенку удовольствие от занятия.
Содержание:
I. Вводная часть.
1. Пальчиковая гимнастика «Мы спешим в сказку».
2. Логопедический массаж при стертой форме дизартрии.
3. Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков при стертой дизартрии.
II. Основная часть.
1. Коррекция бокового сигматизма.
2. Упражнения для выработки правильного дыхания.
3. Логоритмическая композиция для автоматизации изолированного звука (С).
4. Автоматизация звука (С) в прямых и обратных слогах.
III. Заключительная часть.
1. Игровое упражнение «Эхо».
2. Игра на развитие слуховой памяти «Поиграй и посчитай»
3. Домашние задание.
Оборудование: резиновая «груша» (спринцовка № 1, силиконовый массажер для массажа, игрушки: слон, Красная Шапочка, волк, попугай,
ёжик, лиса, чайник, мяч, свисток.
I. Вводная часть.
1. Пальчиковая гимнастика «Мы спешим в сказку»
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море – океане,
на острове Буяне. Волнообразные движения ладонями
Там березонька стоит, соединить ладони перед грудью
На ней люлечка висит, выгнуть ладони виде «колыбели»
В люльке зайка крепко спит. руки под щечку
Как у зайки моего имитация ушек зайца
Одеяльце шелково, сгибательные движения пальцев рук
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит, имитация держания платочка
Зайке сказки говорит.
Не короткие, не длинные: указательным пальцем показать длину
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и поочередное загибание пальцев,
Про быка, начиная с большого
Про кривого петуха…
Про гусей – лебедей,
Про смышленых зверей,
Про кота – баюна,
Про синего слона,
Про пирата Берендея
Великого злодея.
Ну, пора начинать хлопки на каждый слог
В сказочки играть!
3. Логопедический массаж при стертой дизартрии.
Жевание резиновой «груши»
а) Поглаживание продольных мышц языка от корня или средней части к кончику.
б) Ритмичное надавливание, прокачивание массажером (или зубной щеткой) вертикальных мышц от корня к кончику и обратно.
в) Поглаживающие движения поперечных мышц из стороны в сторону продольно и зигзагообразно.
г) Стимулирующие поглаживания от средней линии языка к боковым краям.
д) Вибрирующие и активизирующие движения с помощью массажера от корня к кончику языка.
е) Ритмические надавливания на мышцы языка от корня до кончика и обратно.
ж) Круговые движения по вертикальным мышцам языка по всей длине.
з) Поглаживающие движения от средней линии к боковым краям языка.
и) Потягивание подъязычной уздечки снизу вверх до легких болевых ощущений.
к) Поглаживание языка, поднятого до твердого нёба от нижних зубов до кончика.
л) Круговые массажные движения с внутренней стороны щеки, что способствует уменьшению гиперсаливации.
м) Ритмичные надавливания кончиком указательного пальца на мягкую ткань под языком.
3. Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков
при стертой дизартрии.
- Наша сказка начинается, да ни скоро дело делается.
Жил – был маленький слоник. (показ игрушки).
Он был всегда такой веселый, но однажды налетел сильный ветер (ребенок дует на кончик языка 3-4 раза) и его домик унес. Опечалился наш слоник. Но так как он был очень трудолюбивый, он не стал долго горевать и подпрыгнув высоко к солнцу, решил, что сейчас же примется за работу. Мы ему поможем?
- Вот построил он забор
(упражнение «Заборчик» : улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение до 4-5 секунд, при этом верхние зубы ставятся на нижние в один ровный ряд).
- Высунул свой хобот посмотреть, красиво у него получилось или нет. (Упражнение «Хоботок» : губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать до 5 секунд)
Чередование этих двух упражнений.
- Взял слоник доски (Упражнение «Лопатка» : Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии до 4-5 секунд).
- Взял бревна (Упражнение Трубочка» : Открыть рот, свернуть язык трубкой и длительно подуть в нее).
- Стал стружку снимать (Упражнение «Причешем язычок» : губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка).
- Стал гвозди забивать (Упражнение «Гвоздики» : Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая).
- Получились окошки, надо их покрасить (Упражнение «Почисть верхние зубы» : водим широким языком по внутренней стороне верхних зубов; затем упражнение «Почисть нижние зубы» : тоже, что и предыдущее упражнение, только с нижними зубами).
- Потолок приделал (Выполнение упражнения – улыбнуться, открыть широко рот и широким языком водить по верхнему нёбу от зубов до горла, двигаясь вперед – назад).
- Стены получились (Упражнение «Покатай за щечкой конфетку» : Рот закрыт, языком водить по внутренней части щеки, что бы были видны движения языка).
- Осталось, только крышу доделать (Упражнение «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна).
Вот почти и дом готов, осталось только трубу приделать (Упражнение «Фокус» - Широкий язык положить на нижнюю губу и поднять вверх, при этом подуть так, чтобы чувствовалась теплая струя воздуха к носу).
- Скучно слонику одному, стал он друзей своих звать, хвостиком вилять (Упражнение «Хвостик» : высунуть язык изо рта и ритмично поднимая язык вверх, совершать быстрые движения).
- Пришла Красная шапочка (показ игрушки).
- Красная Шапочка, а давай искупаемся в водопаде?
- Давай! (Упражнение «Киска сердится»).
- Покатались.
- Пришел Серый Волк.
- Пришел Ёжик.
- Прилетел попугай Кеша.
- Пришла Лисичка.
(После прихода каждого героя делается упражнение «Киска сердится
I. Основная часть.
- Наши друзья накатались в горном водопаде и очень устали.
- Слоник, друг, поставь, пожалуйста, чайник, мы чаю захотели. Слон поставил чайник на плиту и заигрался с друзьями в прятки, забыл про чайник.
А чайник нагрелся, закипел и стал свистеть в свисток.
Логопед с ребенком произносят изолированно звук (С) – повтор до
5 – 7 раз.
- Не слышат наши друзья, как кипит чайник, совсем заигрались.
- А из чайника пар еще сильнее повалил.
Логоритмическая композиция - Звук (С) :
Кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты. Произнося звук (С, воспроизводить движения кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и, под давлением плечевого пояса, кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова, бедра и колени напряжены.
Дозировка этого упражнения - 5 – 7 раз.
- Наконец – то, услышала Красная Шапочка, кинулась на кухню, а чайник – то весь выкипел! И пришлось нашим друзьям опять его наливать! Но на этот раз все сели на кухне, чтобы не забыть, про чайник.
- А Чайник тем временем, так рассердился на невнимательного Слоника, что во время закипания стал пыхтеть непонятные маленькие слова.
- Давай – ка, их вместе повторим.
Проговариваем слоговые ряды :
СА – СА – СА АС – АС – АС
СЫ – СЫ – СЫ ИС – ИС - ИС
СА – СА – СЫ ЕС – ЕС - ЕС
СЫ – СЫ – СА ЁС – ЁС - ЁС
СА – СЫ – СА ЭС – ЭС - ЭС
СЫ – СА - СА ЯС – ЯС - ЯС
Все очень громко хохотали таким необычным звукам.
- Чайник, а почему ты все время свистишь? – спросил Волк.
- Потому что это мой любимый звук.
- А сейчас мои друзья, мы поиграем в интересную игру, где много звуков (С, - сказал весёлый чайник.
III. Заключительная часть.
Игра на развитие слуховой памяти «Поиграй и посчитай»
- Сколько раз я хлопну в ладоши, столько раз вы произнесете слог СА,
- Сколько раз я попыхчу, столько раз вы произнесете слог СЫ,
- Сколько раз я посвищу, столько раз вы произнесете слог СЭ,
- Сколько раз я мяукну, столько раз вы произнесете слог АС,
- Сколько раз я квакну, столько раз вы произнесете слог ЭС.
- Интересная игра? - спросил Чайник.
- Да, - крикнули все.
- А я тоже знаю игру, где тоже очень много звуков (С, - сказала Красная Шапочка.
- Какую?
- Называется «ЭХО».
Игровое упражнение «Эхо».
Логопед берет мяч и говорит слоговые цепочки и слова, которые ребенок должен точь – в – точь повторить за взрослым. Повторив слоги, ребенок бросает мяч обратно логопеду.
Скакать, сталь, стол, стук, ступеньки, стыд, стул, ступа, стук, спать, спутник, скалка, стая, столько, смолы, смыть, сноп, сны, свая, слабый, слово, слава, словно, слух.
- Ну, вот. Сегодня сказка наша подошла к концу, но продолжение обязательно будет. Потому что нам очень хочется говорить правильно и красиво звук (С, как это делает чайник.
- Сказка ложится спать и прощается с нами.
- До скоро свидания на следующем занятии по логопедии.
Учитель - логопед дает домашнее задание.