Рената Иванова
Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Звук [Л] и буква Л (этап автоматизации)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука [Л]
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить представления о механизме образования звука [Л]
2. Закрепить правильную артикуляцию звука [Л]
3. Закрепить представления о звуке [Л] и букве Л.
II. Коррекционно-развивающие:
1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики
2. Развитие фонематического слуха и восприятия
3. Развитие навыка звуко-слогового анализа
4. Развитие навыка составления графических схем
5. Формирование длительной направленной воздушной струи
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Звук [Л] и буква Л (этап автоматизации)“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
6. Обогащение и активизация словаря по теме «Рыбы»
7. Развитие внимания и памяти
III. Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание контроля за собственной речью
2. Воспитание усидчивости
Оборудование: артикуляционный профиль, предметные картинки с изображением рыб, Су-джок шарик, материал на поддувание, раздаточный материал для слогового и звукового анализа.
Содержание
1. Орг. момент. Объявление темы
- Здравствуй, Владик! Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л] и для этого отправимся на рыбалку. К рыбалке нам нужно подготовиться.
2. Развитие общей моторики
Еж готовится к рекордам – (руки на поясе)
Будет заниматься спортом! (руки вытянуть вперед)
Ежик лапки напрягает, (поднять вверх руки с
Штангу кверху поднимает, напряжением)
Держит: раз-два-три-четыре-пять,
Можно штангу опускать. (опускаем расслабленные руки)
Ежик низко приседает (приседаем)
И по камушкам шагает; (шагаем)
Возвращается обратно. (вдох-выдох, взмахи руками)
Расслабление приятно.
3. Развитие мелкой моторики
Добродушен, деловит (Ребёнок катает в ладошках
Весь иголками покрыт. Су-джок шарик)
Слышишь топот шустрых ножек,
Это наш приятель ёжик
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Этот ежик хочет спать. (надеваем на каждый пальчик колечко-пружинку)
Этот ежик – прыг в кровать.
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно заснул.
Этот, хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите!
4. Массаж лица
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем их за мочки,
А потом руками трогаем за щёчки.
5. Артикуляционная гимнастика
Открываем ротик дом
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок,
Он удобно в доме лёг.
В этом доме две стены
Это щёки нам видны.
Стены могут в дом втянуться,
А потом как шар раздуться.
Двери – губы гибкие
Могут стать улыбкою,
Могут в трубочку собраться,
После, снова улыбаться.
В домике нашем потолок не покрашен,
Мы покрасим потолок, маляром стал язычок.
6. Развитие дыхания
- Посмотри какая к нам прилетела бабочка, подуй на неё, чтобы она полетела. Вдохни носиком и плавно ротиком выдыхай на бабочку.
7. Произношение звука в изолированном виде
- Вот и подготовились мы к рыбалке, осталось только выбрать место. Поплывём выбирать место на теплоходе.
Как у нас гудит теплоход?
- Л-Л-Л. У нас получился звук [Л].
- Веди пальчиком там, где должен плыть теплоход и гуди. (картинка из книги Л. А Комаровой "Автоматизация звука "Л" в игровых упражнениях")
- Молодец.
8. Анализ артикуляции
- Теперь ещё раз произнеси звук [Л], посмотри в зеркало и скажи, в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [Л]?
- Губы в улыбке, они приоткрыты.
- В каком положении находятся зубы, когда мы произносим звук [Л]?
- Зубы приоткрыты.
- Что делает язычок?
- Кончик язычка упирается в бугорки за верхними зубами.
- Голосовые складки работают? Давай проверим.
- Работают
- Воздушная струя какая?
- Слабая
- Правильно, молодец!
9. Характеристика звука
- Звук [Л] согласный или гласный? Почему?
- Согласный, потому что воздушная струя встречает преграду.
- Звонкий или глухой? Почему?
- Звонкий, потому что голосовые складки работают.
- Твердый или мягкий? Почему?
- Твёрдый, потому что спинка язычка опущена.
10. Соотнесение звука и буквы
- Владик, какой буквой мы обозначаем звук [Л] на письме.
- Буквой Л
- Правильно, а теперь скажи полным предложением.
- Звук [Л] мы обозначаем буквой Л.
- Молодец!
- На что похожа эта буква? Посмотри на картинку и найди, где спряталась буква Л.
11. Развитие фонематического слуха
- Плыли мы, плыли и приплыли к месту рыбалки. Давай потренируемся ловить. Сначала мы буде ловить звук [Л]. Я буду называть звуки, а ты когда услышишь звук [Л], поднимешь букву Л. Слушай внимательно.
Л – С – Т – Л – Л – Г – З – Л – Д – Л – Л – Ж – Л
- Молодец!
- Теперь нужно поймать слоги, в которых есть звук [Л]. Хлопни в ладоши, когда услышишь слог, в котором есть звук [Л].
Ла – СО – Ту – Ло – Га – Зу – Лэ – Ды – Лы – Ло – Жа
- Вот мы и потренировались, можно приступить к рыбалке. Нужно ловить только тех рыб, в названии которых есть звук [Л].
- Палтус – щука – камбала – ерш – окунь – карась – лосось
12. Автоматизация звука в слогах
- Наловили мы рыбы, можно плыть домой. Садимся на теплоход и плывём. Пока плывём, будем произносить слоги. (Слоговые дорожки. Плывем от одной буквы к другой.)
Ал, ол, ул, ыл
Ла, ло, лу, лы
Ала, оло, улу, ылы
13. Автоматизация звука в словах
- Приплыли мы домой. Давай вспомним, каких рыб, в названии которых есть звук [Л], мы поймали.
- палтус, камбала, лосось
- В слове палтус, где находится звук [Л] – в начале, середине или конце?
- В середине.
- В слове камбала, где находится звук [Л] – в начале, середине или конце?
- В середине
- В слове лосось, где находится звук [Л] – в начале, середине или конце?
- В начале.
- Сколько слогов в слове лосось?
- 2 слога
- Ударение падает на первый слог или на второй?
- На второй.
- Давай составим слоговую схему слова «лосось».
- Теперь составим звуковую схему слова «лосось»
Л – согласный, твёрдый, ставим синий квадратик
О – гласный, ставим красный квадратик
С – согласный, твёрдый, ставим синий квадратик
О – гласный, ставим красный квадратик
С` - согласный, мягкий, ставим зелёный квадратик
- Сколько получилось звуков?
- 5
14. Автоматизация звука в предложении
- Ты ловил рыбу, значит ты кто?
- Рыбак. Рыболов.
- Давай попробуем составить предложение со словами лосось и рыболов.
- Рыболов поймал лосося.
- Сколько слов получилось в предложении?
- 3 слова.
- Давай составим схему предложения.
- Схему какого предложения мы составили, назови его ещё раз.
- Рыболов поймал лосося.
- Молодец! В предложении есть слова, со звуком [Л]? Назови их.
- Во всех словах есть звук [Л].
- Назови эти слова.
- Рыболов, поймал, лосося.
15. Итог (рефлексия)
- Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?
- Мы учились правильно произносить звук [Л].
- Расскажи, в каком положении должны находиться наши органы артикуляции, чтобы получился звук [Л].
- Губы в улыбке, они приоткрыты. Зубы приоткрыты.
Кончик язычка упирается в бугорки за верхними зубами.
Голосовые складки работают.
- Давай вспомним, какой он и почему?
- Согласный, потому что воздушная струя встречает преграду.
- Твёрдый, потому что спинка язычка опущена.
- Звонкий, потому что голосовые складки работают.
- Ты сегодня хорошо занимался, старался. Молодец!